Слободо – Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа № 2»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Слободо-Туринская
СОШ№2» ________ Сидорова О.М.
Приказ № 48-д от «01» апреля 2022 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 2 от «28» марта 2022 г.
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Составил: учитель географии Н.Ю. Худякова
2022
1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в
настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является
актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее
актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо
научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.
Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать
научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач
экологического кружка.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5 классов, содержание и
структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая
экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий
потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической
ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать
окружающий мир.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими
способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
воспитание понимания эстетической ценности природы;
развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
формирование положительного отношения к окружающему миру;
нравственное развитие личности, воспитание чувств;
научить учащихся пользоваться научной литературой;
научить любить природу, правильно её использовать;
раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками,
природным материалом.
Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка
учащиеся должны проявлять:
познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
бережное отношение к природе;
творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при
этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
самоопределение себя как личности, способной к само регуляции;
духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
К концу года учащиеся должны знать:
предмет изучения экологии, основные законы экологии;
связь между человеком и природой;
многообразие экологических групп комнатных растений;
основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
природу родного края;
связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
различать изученные группы растений и животных;
осуществлять систематический уход за живыми организмами;
изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
выполнять правила поведения в природе;
прокладывать маршрут экологической тропы;
уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских проектов;
духовно-творческое:
выставки рисунков;
фотовыставки;
театрализованные представления;
просветительское:
проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;
природоохранное:
уход за комнатными растениями;
изготовление скворечников и кормушек;
охрана птиц;
туристско-оздоровительные:
День здоровья;
Практикумы экологически грамотного покупателя;
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий: 68 часов - 1 раз в неделю.
Формы подведения итогов:
выставки рисунков;
фотовыставки;
листовки, буклеты, газеты;
тематические альбомы;
театрализация.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности включает следующие
критерии:
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных
мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение,
презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное
произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться
учителем в портфолио ученика.
Ориентировочный тематический план
№
темы
Название раздела
Количество часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Итого
2
2
4
Введение
1
Взаимосвязи в природе
3
7
10
2
Природа в жизни человека
2
12
14
3
Уникальный мир живой
природы
5
5
10
4
Охрана природы
6
14
20
5
«Зелёными» тропами
2
10
10
Всего часов
20
50
70
Содержание рабочей программы
Введение (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение.
Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка.
Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических
дат.
Практические занятия:
1. Изучение календаря экологических дат
Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы.
Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный
календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября –
День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки
Практические занятия:
1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии:
1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день
домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину
комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними.
Цветы в легендах и мифах
Практические занятия:
1.
2.
3.
4.
5.
Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
Путешествие на родину комнатных растений
Изучение растений классного зелёного уголка
Составление памяток за растениями в классной комнате
Составление цветочного календаря
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в
растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения –
подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в
жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы
и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные
правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
1. В гостях у Флоры
2. В гостях у Фауны
Экскурсии: Лес-наш друг.
Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование.
Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники
энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и
их утилизация. Вторичное использование предметов быта. Экологические проблемы
страны и своей местности.
Практические занятия:
1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
3. Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к
окружающей среде.
4. Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в селе.
Карта – схема экологически «грязных» зон нашего села
5. Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды.
Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической
тропы
Практические занятия:
1. Составление экологической тропы нашей школы
Экскурсии:
1.Экологическая тропа нашей школы
2.День здоровья
3. Тематическое планирование
Название раздела и темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Введение (4 часа)
Что изучает экология? Правила
2
поведения в природе.
Изучение календаря экологических дат 2
ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов)
Осенние явления в жизни природы.
2
Листопад, его значение для растений.
Писатели и поэты о красоте осени.
Экскурсия. Золотая волшебница Осень.
Сбор природного материала
Народный календарь. Народные
2
приметы, связанные с поведением
живых организмов
11 ноября – День энергосбережения.
2
Формы / методы
контроля и аттестации
2
2
Практическое занятие.
2
Практическая работа
1
1
1
1
Рисунки на тему
«Народные приметы,
связанные с
поведением животных»
Создание буклетов на
тему
«Энергосбережение»
Изготовление поделок
из вторичного сырья
Викторина.
15 ноября – День вторичной
2
1
1
переработки
Практическое занятие. Экологическая 2
2
викторина «Знаешь ли ты природу?»
ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов)
30 ноября – Всемирных день
2
2
домашних животных. Наши питомцы,
их повадки. Уход за ними
Практическое занятие. Оформление
2
2
выставки «Наши маленькие друзья»
Практическое занятие. Путешествие 2
2
на родину комнатных растений
Практическое занятие. Изучение
2
2
растений классного зелёного уголка
Практическое занятие. Составление
2
2
памяток по уходу за растениями в
классной комнате
Цветы в легендах и мифах.
2
2
Практическое занятие. Составление
цветочного календаря
Экскурсия. Зимующие птицы.
2
2
Акция «Накормим птиц!»
ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов)
Живые барометры в растительном и
2
1
1
животном мире. Растения – хищники,
подушки, обереги
Лекарственные растения, их значение в 2
2
жизни человека. Фитотерапия
Ягоды и грибы. Основные правила
2
2
сбора. Профилактика отравлений
Выставка рисунков.
Экскурсия в школьный
зимний сад
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Экскурсия.
Изготовление оберегов.
Практическое занятие. В гостях у
Флоры
Практическое занятие. В гостях у
Фауны
ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)
Рациональное природопользование.
Природные ресурсы. Практическое
занятие. Кинолекторий
«Альтернативные источники энергии»
Как возникают и как решаются
экологические проблемы
Экологические проблемы нашего края.
Охраняемые природные территории и
объекты
Учимся решать экологические
проблемы.
2
2
Викторина
2
2
Викторина
2
Просмотр
видеоматериалов
2
2
Практическое занятие: Десять
2
основных правил разумного
отношения к окружающей среде.
Практическое занятие: «Выявление
4
наиболее замусоренных территорий в
селе. Карта – схема экологически
«грязных» зон нашего села
Практическое занятие: Экологический 2
проект «Спасти и сохранить!»
ТЕМА 5. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (12 часов)
Экологические экскурсии и их виды.
2
Экологическая тропа и правила её
составления.
Практическое занятие. Оформление
2
паспорта экологической тропы
Практическое занятие. Составление
2
экологической тропы нашей школы
Экскурсия. Экологическая тропа
2
нашей школы
Итоговое занятие.
4
Экскурсия. День здоровья
2
Составление правил
экологического
поведения
Практическое занятие
4
2
2
2
2
2
2
4
Составление карты схемы
2
Работа над проектом.
2
Практическое занятие.
2
Практическое занятие.
2
Экскурсия.
4
Экскурсия.
2
Литература
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия
развития», «Академия К», 2010.
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия
развития», 2008.
3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль:
«Академия развития», 2000.
4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся.
М: Просвещение, 2005.
5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение»,
2013 г.
9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение»,
2005.
11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ,
2004.
15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
http://ecoportal.su/
3. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1polnaa-e_678.html
4. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
5. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
6. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
7. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
8. Технические средства обучения:
Мультимедийный компьютер
Мультимедийный проектор
Электронная доска
Доска магнитная