РП УО (ИН) вариант1_ОБЖ 1-4 класс_2025_подписано

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №2"
Основание: я свидетельствую о точности и целостности этого
документа
Местоположение: с.Туринская Слобода
Дата: 2025-12-05 15:45:31

Приложение №1 к АООП
утвержденной приказом директора
№140/1-д от 25.08.2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Протокол №1
от «26» августа 2025г.

СОГЛАСОВАНО
с заместителем по УВР
«27» августа 2025г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
№154-д от «28» августа 2025г.

Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

1-4 класс

2025

1

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» предназначена для учащихся 1-4 классов с легкой
степенью

умственной

отсталости

(интеллектуальными

нарушениями)

и

разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
-Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2015 г.);
-Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2» в части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности у обучающихся
с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
важнейшая

составляющая

Необходимость

создания

жизнедеятельности»
воспитательным

часть
и

формирования

ведения

обусловлена

значением,

так

предмета
огромным

как

проблема

их

общей

«Основы

культуры.

безопасности

образовательным
безопасного

и

поведения

обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) в домашних условиях, на улице с другими людьми, в сети
«Интернет», при нахождении на природе и т.д. актуальна и имеет острую
социальную значимость. Важно, чтобы просвещение обучающихся было
своевременным, доступным для их понимания, что позволит вовремя
сформировать их потребность в безопасном поведении и их ответственность за
свое поведение и здоровье.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» включена в часть
учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью

2

(интеллектуальными

нарушениями),

формируемой

участниками

образовательных отношений.
Программа реализуется в 1-4 классах, количество часов в неделю – 1 час,
общее количество часов – 34 ч. Количество часов определяется

в

соответствии с учебным планом МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2» на
текущий учебный год.
Цель обучения - Формирование базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, содействие выработке умений распознавать угрозы,
избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, грамотно вести
себя в условиях чрезвычайной ситуации, сохранять свое здоровье.
Задачи обучения:
1. Ознакомление учащихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) с основными (базовыми) знаниями в
области

безопасности

жизнедеятельности

при

возникновении

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера.
2. Формирование

потребности

обучающегося

с

легкой

степенью

умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в принятии
важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья через
ведение здорового образа жизни, отрицательного отношения к вредным
привычкам.
3. Знакомить с опасностями, которые угрожают человеку в современной
повседневной жизни и учить правильному поведению в чрезвычайных
ситуациях.

4. Познакомить

учащихся и помогать осваивать элементарные правила

оказания первой медицинской помощи себе и окружающим.

3

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация

воспитательного

потенциала

уроков

ОБЖ

(урочной

деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной
нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
урока

через

демонстрацию

обучающимся

примеров

ответственного,

гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и их
реальным возможностям форм организации: дидактических материалов,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; работы в парах,
которая помогает обучающимся получить опыт взаимодействия с другими
обучающимися;
- постепенное и последовательное введение того или иного принятого
обучающимися и понятного им правила поведения на уроке;
-постепенное и последовательное введение того или иного принятого
обучающимися стиля коммуникации с другими обучающимися класса;
-способности радоваться успехам других и признавать их;
-создание рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом и
обучающимися;
-искреннюю заинтересованность учителя в успехах своих обучающихся,
оказание им поддержки;
-педагогическую чуткость и профессионализм;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

4

-использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных
(цифровых) технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям
обучающихся с умственной отсталостью;
-организация взаимопомощи обучающихся друг другу в рамках урочной
деятельности.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в
разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного
предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования».

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности
познавательного материала; от получения знаний, до применения их в
повседневной жизни.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений.
Программа

предусматривает

проведение

традиционных

уроков,

нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Основными организационными
формами работы на уроках истории являются:

фронтальная, групповая,

коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков
предполагается использование следующих методов:
-объяснительно-иллюстративные - методы, где знания предлагаются в готовом
виде. Учитель организует продуктивное восприятие этих знаний. Обучающиеся
осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют их в памяти
через наглядное восприятие информации;
-репродуктивные

-

методы,

которые

отличает

сознательное

усвоение

понимания, запоминания, воспроизведение знаний обучающимися;
-проблемные - методы, при которых развивается самостоятельность и
активность мышления обучающихся;
5

-исследовательские - методы, при которых учитель приближает обучающихся к
самостоятельному поиску способов решения проблем, творческое применение
знаний и самостоятельное оперирование в нестандартных условиях;
-частично-поисковые - методы, при которых учитель ставит проблему перед
обучающимися и сам показывает путь ее решения, вскрывая противоречия.
Содержание учебного предмета «ОБЖ» позволяет формировать широкий
спектр видов учебной деятельности. Таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения
понятиям.
Тематическое планирование
№

Название раздела, темы

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводный урок. Знакомство с предметом
Город, село как источник опасности
Опасные ситуации в доме, квартире
Безопасность на дороге
Безопасность жизни
Средства индивидуальной защиты
Оказание первой медицинской помощи
некоторых видах повреждений
Здоровье как фактор безопасности
Контрольная работа по курсу
Итого:

при

Количе
ство
часов

Контро
льные
работы

1
2
5
6
6
2
1

1

9
32

1
2

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по
обучению отнесены личностные результаты и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представления о нравственных нормах;
- развитие мотивации к изучению предмета;

6

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Предметные

результаты связаны

с

овладением

обучающимися

программы по предмету, характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями.
Оценка

предметных

индивидуального

и

результатов

фронтального

опроса

осуществляется
обучающихся,

по

итогам

выполнения

самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
 устанавливает хронологию событий;
 самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
 допускает единичные ошибки и сам исправляет
 правильно устанавливает причинно-следственные связи;
 умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников
исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 умеет воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
7

 самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их
с помощью учителя (1-2 ошибки);
 преимущественно

выполняет

действие

по

указанию

учителя,

в

отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 частично понимает материал;
 излагает материал недостаточно полно и последовательно;
 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их
с помощью учителя (3-4 ошибки);
 затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
 нуждается в постоянной помощи учителя;
 смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
 действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится

IV.
№
п/п

1.
2.

3.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема

Вводный урок. Знакомство с предметом
Город, село как источник опасности
Особенности города как среды обитания человека
Системы обеспечения безопасности города
Опасные ситуации в доме, квартире
Дом, в котором мы живем
Пожар
Затопление квартиры
Электричество
8

Количе
ство
часов

1
1
1
1
1
1
1

4.

5.

6.
7.
8.

9.

Взрыв и обрушение дома
Безопасность на дороге
Транспорт-зона повышенной опасности
Общественный транспорт
Железнодорожный транспорт
Авиационный транспорт
Морской и речной транспорт
Правила безопасного поведения на дороге (разметка, сигнал
светофора)
Правила поведения при езде на велосипеде, самокате и т.д.
Контрольная работа
Безопасность жизни
Ситуации криминогенного характера в доме
Криминогенные ситуации в подъезде
Криминогенные ситуации на улице
Как избежать опасных домогательств
Осторожно, тонкий гололед
Средства индивидуальной защиты

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое применение противогаза
1
Оказание первой медицинской помощи при некоторых видах 1
повреждений
Здоровье как фактор безопасности
Движение и здоровье
1
Правильная осанка
1
Телевизор и компьютер – друг или враг
1
Опасные вещества
1
Загрязнение воды
1
Загрязнение воздуха
1
Загрязнение почвы
1
Безопасное поведение в природе (ягоды и грибы)
1
Безопасность во время летних каникул
1
Контрольная работа по курсу
1
Итого:
34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».