Принят
педагогическим советом
протокол №1 от 27.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
№157-д от 05.09.2024г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №2"
Основание: я свидетельствую о точности и целостности этого
документа
Местоположение: с.Туринская Слобода
Дата: 2024-09-17 12:09:08
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся 1-9 классов (вариант 1 легкая умственная отсталость)
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Слободо-Туринская средняя общеобразовательная школа №2»
на 2024 – 2025 учебный год
Слободо-Туринский муниципальный район, Свердловская область
2024
Пояснительная записка
Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2», (далее ― Учебный
план), составлен для коррекционных классов реализующих Адаптированную основную
общеобразовательную программу образования учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее – АООП УО (вариант
1)), разработан на основе требований следующих нормативных документов:
▪ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
▪ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
▪ Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
▪ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 года №
858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
▪ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
▪ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685 -21
«гигиенические нормативные требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
▪ Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Слободо –
Туринская средняя общеобразовательная школа №2»
Учебный план, реализующий АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
− 1 этап - I -IV классы;
− 2 этап - V-IX классы;
Срок обучения по АООП составляет 9.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I классе и 1
дополнительном и 34 учебных недели в году со 2 по 9 классы.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени,
и
каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. В середине третьей четверти для обучающихся 1 класса
предусмотрены дополнительные каникулы.
Учебный год в МАОУ «Слободо – Туринская СОШ№2» начинается 2 сентября 2024
года и заканчивается 26 мая 2025 года.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке составляет в 1 классе: в сентябре –
декабре 35 минут, в январе-мае 40 минут; во 2-9 классах – 40 минут.
Занятия организуются по 5-ти дневной рабочей неделе.
Общий объем учебной нагрузки состоит из часов, отведенных на освоение
обучающимися учебных планов образовательной организации, состоящих из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину недельной учебной нагрузки при 5 -ти дневной
учебной неделе, установленной СанПин:
1 класс – не более 21 часа в неделю.
2 – 4 классы – не более 23 часов в неделю,
5 класс – не более 29 часов в неделю,
6-9 классы – не более 30 часов в неделю.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
− формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
− формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
− формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть включает предметные области и соответствующие им учебные
предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1. Язык и речевая практика - включает в себя учебные предметы «Русский язык»,
«Чтение» (1-4 классы), «Чтение (Литературное чтение)» (5-9 классы), «Речевая
практика».
2. Математика – включает в себя учебный предмет «Математика» и учебный предмет
«Информатика» (8-9 классы).
3. Естествознание в 1 -4 классах включает в себя предмет «Мир природы и человека».
В 5, 6 классе учебный предмет «Природоведение».
В 7-9 классах учебный предмет «Биология»
4. Человек и общество. Эта предметная область представлена учебными предметами:
«География» в 7-9 классах, «Основы социальной жизни» в 5-9 классах по 2 часа, «Мир
истории» –по 2 часа в 6 классах в неделю, «История Отечества» - в по 2 часа в неделю
в 8-9 классах.
5. Искусство (практика художественного ремесла и художественного творчества)
включает в себя учебные предметы «Музыка»,
«Рисование (изобразительное
искусство)» - с 1-5 классы.
6. Физическая культура представлена учебным предметом «Адаптивная физическая
культура». Обучение направлено на развитие и совершенствование двигательных
умений и навыков обучающихся, на укрепление их здоровья, физического развития; на
приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
7. Технология включает в себя учебные предметы « Ручной труд» в1.-4классах. В
процессе обучения ручному труду решаются задачи по коррекции интеллектуальных и
физических недостатков обучающихся с учётом их возрастных особенностей,
воспитывается у детей любовь и привычка к разнообразным видам труда. Учебный
предмет «Профильный труд» (столярное дело и сельскохозяйственный труд).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
− учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
− увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
− введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
− введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часы из части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений, во 2х-4х классах, использована на увеличение учебных часов на изучение
учебных предметов обязательной части: 1 час на изучение учебного предмета «Мир
природы и человека», 1 час на изучение учебного предмета «Ручной труд»; в 5 и 6 классе
на изучение предмета «Математика». В 5, 6 ,9 классах состоит из следующих занятий
«Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 час в 5 и 6 классе, «Обществознание» по 1
часу в 9 классе. Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на
формирование у обучающихся здорового образа жизни, навыков безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях, знаний о поведении в экстремальных
ситуациях, во время стихийных бедствий и т.д.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность и
коррекционно-развивающую область. Внеурочная деятельность представлена отдельным
планом. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными занятиями и ритмикой.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно- развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 6 часов в неделю.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включает в себя: логопедические
занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, ритмику.
Логопедические занятия (по 3 часа в неделю в 1 доп. и 2-4 классах и 2 часа в 6-9
классах) - направлены на исправление дефектов звукопроизношения и развитие речи:
различение сходных звуков, особенно согласных, развитие фонематического слуха и
фонематического анализа, артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для
произнесения слов.
Занятия проводятся учителем-логопедом в логопедическом кабинете.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (по 2 часа в
неделю) проводится педагогом -психологом. Программа предусматривает развитие и
воспитание детей в различных видах деятельности, преимущественно коллективных, что
взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять
собственным поведением.
Программа коррекционного курса «Ритмика» направлена на:
– осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно
отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
– использование занятий по ритмике в качестве важнейшего средства воздействия на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности
обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек;
– развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой
моторики рук.
Промежуточная аттестация обучающихся 1го класса осуществляется в соответствии с
безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1го класса итоговые отметки не
выставляются, проводится педагогическое наблюдение, результаты которого
фиксируются в форме характеристики за учебный год.
Во 2-9 классах используется пятибалльная система. Периодами промежуточной
аттестации являются четверти. Отметка за четверть выставляются как среднее
арифметическое текущих отметок и выставляются целыми числами в соответствии с
правилами математического округления
Годовые отметки в 2-9 классах по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) выставляются как среднее арифметическое четвертных отметок и выставляются
целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговая
отметка соответствует годовой.
Обучение в 9 классе завершается итоговой аттестацией . Итоговая аттестация
проводится в форме двух испытаний: 1) предполагает комплексную оценку предметных
результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни. 2) направлено на оценку знаний и умений по
выбранному профилю труда.
Обучающимся в связи с завершением обучения выдается свидетельство об
обучении.
Учитывая наполняемость классов и максимально допустимую недельную нагрузку на
1 ученика, в школе сформирован 2-6 класс-комплект, 9 класс. В 2024-2025 учебном году
сетки учебных планов составлены для соответствующих классов- комплектов.
Для обучающихся, которые в силу особенностей своего психофизического развития
испытывают трудности в усвоении учебных предметов, на основании справки ЦРБ
составлены индивидуальные учебные планы.
Учебный план (недельный) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант1) 2-4 классы
2024-2025 учебный год
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
2Г
3Г
4Г
Русский язык
3
3
3
9
Чтение
4
4
4
12
Речевая практика
2
2
2
6
2. Математика
Математика
4
4
4
12
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
2
2
6
4. Искусство
Музыка
1
1
1
3
Рисование (изобразительное
искусство)
1
1
1
3
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
9
6. Технология
Ручной труд
2
2
2
6
Итого
22
22
22
66
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений*:
1
1
1
3
Основы безопасности жизнедеятельности
1
1
1
3
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
23
23
23
69
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
18
логопедические занятия
3
3
3
9
ритмика
1
1
1
3
развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
6
I
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Учебный план (годовой) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант1) 2-4 классы
2024-2025 учебный год
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
2Г
3Г
4Г
Русский язык
102
102
102
306
Чтение
136
136
136
408
Речевая практика
68
68
68
204
2. Математика
Математика
136
136
136
408
3. Естествознание
Мир природы и человека
68
68
68
204
4. Искусство
Музыка
34
34
34
102
Рисование (изобразительное
искусство)
34
34
34
102
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
102
102
102
306
6. Технология
Ручной труд
68
68
68
204
Итого
748
748
748
2244
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений*:
34
34
34
102
Основы безопасности жизнедеятельности
34
34
34
102
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
782
782
782
2346
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
204
204
204
612
логопедические занятия
102
102
102
306
ритмика
34
34
34
102
развитие психомоторики и сенсорных процессов
68
68
68
204
I
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Учебный план
(недельный) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант1) 5, 6, 9 классы.
2024-2025 учебный год
Предметные области
Класс Количество
часов
Учебные предметы
Всего
5Г
6Г
9Г
Русский язык
4
4
4
12
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
12
Математика
5
5
3
11
Информатика
-
-
1
1
Природоведение
2
-
-
2
Биология
-
2
2
4
География
-
2
2
4
Основы социальной жизни
2
2
2
6
Мир истории
-
-
-
-
История Отечества
-
2
2
4
Музыка
1
-
-
1
Рисование (изобразительное
искусство)
2
-
-
2
6. Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
2
6
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
20
Итого
28
29
29
86
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
1
1
1
3
Основы безопасности жизнедеятельности
1
1
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
Обществоведение
2
1
1
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
29
30
30
89
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия
и ритмика):
6
6
6
18
Учебный план (годовой) обучающихся с умственной
(интеллектуальными нарушениями (вариант1) 5, 6, 9 классы.
2024-2025 учебный год
Предметные области
отсталостью
Класс Количество
часов
Учебные предметы
Всего
5Г
6Г
9Г
136
136
136
408
Чтение (Литературное чтение) 136
136
136
408
Математика
170
170
102
442
-
-
34
34
68
-
-
68
Биология
-
68
68
136
География
-
68
67
136
68
68
68
204
Мир истории
-
-
-
-
История Отечества
-
68
68
136
Музыка
34
-
-
34
Рисование (изобразительное
искусство)
68
-
-
68
6. Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
68
68
68
204
7. Технология
Профильный труд
204
204
238
646
Итого
952
986
986
2924
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
34
34
34
102
Основы безопасности жизнедеятельности
34
34
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
Русский язык
Информатика
3. Естествознание
4. Человек и общество
Природоведение
Основы социальной жизни
5. Искусство
Обществоведение
68
34
34
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
986 1020 1020
3026
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия
и ритмика):
204
204
204
612
логопедические занятия
102
102
102
306
ритмика
34
34
34
102
развитие психомоторики и сенсорных процессов
68
68
68
204
Класс
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью с НОДА вариант 2
/домашнее обучение/
2024-2025 учебный год
1
Предметные области
Учебные предметы
1.Язык и речевая
практика
2.Математика
Речь и альтернативная
практика
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физическая культура
Профильный труд
3.Окружающий мир
4. Искусство
5.Физическая культура
6.Технология
ИТОГО
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Сенсорное развитие
Предметно-практические действия
Двигательные действия
Альтернативная коммуникация
Количество
Количество часов по
часов по
УП ОО
федеральному в неделю в год
учебному
плану
3
2
34
2
2
68
2
1
17
2
1
0,5
1
2
3
0,5
0,5
9
8
3
0,5
17
17
6
8
6
17
272
204
2
1
1
2
2
1
1
1
68
34
34
34
Класс
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (РАС)
начального общего образования
/домашнее обучение/
2024-2025 учебный год
1 (дополнительный)
Предметные области
Учебные предметы
Количество
Количество часов по
часов по
УП ОО
федеральному
учебному
в неделю в год
плану
1.Язык и речевая
практика
Русский язык
2
1
34
Чтение
2
1
34
Речевая практика
3
2
68
2.Математика
Математика
3
2
68
3.Естествознание
Мир природы и
человека
1
0,5
17
4. Искусство
Музыка
2
0,25
9
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
0,25
8
5.Физическая культура
Адаптивная
физическая культура
3
0,5
17
6.Технология
Ручной труд
2
0,5
17
ИТОГО
21
8
272
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
204
логопедические занятия
3
3
102
ритмика
1
1
34
развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
68
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
/домашнее обучение/
2024-2025 учебный год
Класс
2
Предметные области
Учебные предметы
1.Язык и речевая
практика
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и
человека
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая культура
Ручной труд
2.Математика
3.Естествознание
4. Искусство
5.Физическая культура
6.Технология
ИТОГО
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Количество
Количество часов по
часов по
УП ОО
федеральному в неделю в год
учебному
плану
3
2
68
4
1
34
2
0,5
17
4
2
68
1
0,5
17
1
1
0,5
0,5
17
17
3
0,5
17
1
20
6
0,5
8
6
17
272
204
3
1
2
3
1
2
102
34
68
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
/домашнее обучение/
2024-2025 учебный год
Класс
4
Предметные области
Учебные предметы
1.Язык и речевая
практика
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и
человека
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая культура
Ручной труд
2.Математика
3.Естествознание
4. Искусство
5.Физическая культура
6.Технология
ИТОГО
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Количество
Количество часов по
часов по
УП ОО
федеральному в неделю в год
учебному
плану
3
2
68
4
1
34
2
0,5
17
4
2
68
1
0,5
17
1
1
0,5
0,5
17
17
3
0,5
17
1
20
6
0,5
8
6
17
272
204
3
1
2
3
1
2
102
34
68
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
/домашнее обучение/
2024-2025 учебный год
Класс
5
Предметные области
Учебные предметы
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
Чтение (Литературное
чтение)
Математика
Природоведение
Основы социальной
жизни
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая культура
Профильный труд
2.Математика
3.Естествознание
4.Человек и общество
5.Искусство
6.Физическая культура
7.Профильный труд
ИТОГО
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Количество
Количество часов по
часов по
УП ОО
федеральному в неделю в год
учебному
плану
4
2
68
4
1
34
5
2
2
2
1
1
68
34
34
1
2
0,5
1
17
34
2
1
34
6
28
6
0,5
10
6
17
340
204
3
1
2
3
1
2
102
34
68
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Основного общего образования слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
/домашнее обучение/
2024-2025 учебный год
Класс
9Г
N
п/п
Наименование
предметной
области
Наименование
учебного предмета
1
Язык и речевая
практика
2
Математика
3
Естествознание
Русский язык
Чтение
(Литературное
чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
4
5
Человек и
общество
Искусство
География
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Изобразительное
искусство
Музыка
Адаптивная
физическая культура
Профильный труд
Количество
часов по
федеральному
учебному
плану
4
4
Количество часов
по УП ОО
в неделю
в год
2
1
68
34
3
1
2
2
68
1
34
2
0,5
17
2
2
-
1
1
-
34
34
-
2
0,5
17
Физическая
культура
Технология
8
1
ИТОГО
30
10
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Индивидуальные коррекционные занятия
- логопедические
2
1
- ЛФК
1
0,5
- развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
0,5
ИТОГО
5
2
34
340
34
17
17
68