Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной
образовательной программы среднего общего образования
(10-11 классы)
Русский язык
Литература
Федеральная рабочая (общеобразовательная) программа учебного предмета
«Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС
СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г № 637-р) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к
продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования. Содержании программы выделяется три сквозные линии:
«Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования
отводится 136 часов:
10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая (общеобразовательная) программа по литературе на
уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
Иностранный язык
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации, Основу содержания
литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение
выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ - начала ХХI века с целью формирования целостного
восприятия и понимания художественного произведения, умения его
анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и
читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета
«Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса
второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены разделы, включающие
произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования
преемственен по отношению к учебному предмету «Литература» на уровне
основного общего образования. В 10-11 классах на изучение учебного
предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Программа по английскому языку (базовый уровень) на уровне среднего
общего образования разработана на основе ФГОС СОО.
Программа по английскому языку является ориентиром для составления
рабочих программ по предмету: даёт представление о целях образования,
развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего
образования, путях формирования системы знаний, умений и способов
деятельности у обучающихся на базовом уровне средствами учебного предмета
«Иностранный (английский) язык», определяет инвариантную (обязательную)
часть содержания учебного курса по английскому языку как учебному
предмету, за пределами которой остаётся возможность выбора вариативной
составляющей содержания образования в плане порядка изучения тем,
некоторого расширения объёма содержания и его детализации.
Программа по английскому языку устанавливает распределение
обязательного предметного содержания по годам обучения, предусматривает
примерный ресурс учебного времени, выделяемого на изучение тем/разделов
курса, учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его
лингвистических особенностей и структуры родного (русского) языка
обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского) языка с
Алгебра и начала
математического анализа
содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также с
учётом возрастных особенностей обучающихся. Содержание программы по
английскому языку для уровня среднего общего образования имеет
особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания,
обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их
личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы
среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16 –17 лет.
Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит
важное место в системе среднего общего образования и воспитания
современного обучающегося в условиях поликультурного и многоязычного
мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование
коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как
инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует
их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности,
расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного
(английского) языка – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Курс «Алгебра и начала математического анализа» является одним из
наиболее значимых в программе старшей школы, поскольку, с одной стороны,
он обеспечивает инструментальную базу для изучения всех естественнонаучных курсов, а с другой стороны, формирует логическое и абстрактное
мышление учащихся на уровне, необходимом для освоения курсов
информатики, обществознания, истории, словесности. В рамках данного курса
учащиеся овладевают универсальным языком современной науки, которая
формулирует свои достижения в математической форме.
Структура курса «Алгебра и начала математического анализа» включает
следующие содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»,
«Функции и графики», «Уравнения и неравенства», «Начала математического
анализа», «Множества и логика». Все основные содержательно-методические
линии изучаются на протяжении двух лет обучения в старшей школе,
естественно дополняя друг друга и постепенно насыщаясь новыми темами и
разделами. Данный курс является интегративным, поскольку объединяет в себе
содержание нескольких математических дисциплин: алгебра, тригонометрия,
математический анализ, теория множеств и др. По мере того как учащиеся
овладевают всё более широким математическим аппаратом, у них
Геометрия
Вероятность и статистика
последовательно формируется и совершенствуется умение строить
математическую модель реальной ситуации, применять знания, полученные в
курсе «Алгебра и начала математического анализа», для решения
самостоятельно сформулированной математической задачи, а затем
интерпретировать полученный результат.
В учебном плане на изучение курса алгебры и начал математического
анализа на базовом уровне отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в
неделю в 11 классе, всего за два года обучения – 170 часов.
Геометрия является одним из базовых предметов на уровне среднего
общего образования, так как обеспечивает возможность изучения как
дисциплин естественно-научной направленности, так и гуманитарной.
Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на базовом
уровне обучения – общеобразовательное и общекультурное развитие
обучающихся через обеспечение возможности приобретения и использования
систематических геометрических знаний и действий, специфичных геометрии,
возможности успешного продолжения образования по специальностям, не
связанным с прикладным использованием геометрии.
Основные содержательные линии курса «Геометрии» в 10–11 классах:
«Многогранники», «Прямые и плоскости в пространстве», «Тела вращения»,
«Векторы и координаты в пространстве». Формирование логических умений
распределяется не только по содержательным линиям, но и по годам обучения
на уровне среднего общего образования.
На изучение геометрии отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в
неделю в 11 классе, всего за два года обучения - 102 учебных часа.
Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является
продолжением и развитием одноимённого учебного курса базового уровня
основной школы. Курс предназначен для формирования у обучающихся
статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как
математического инструмента для изучения случайных событий, величин и
процессов. При изучении курса обогащаются представления учащихся о
методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и
общности математических методов познания как неотъемлемой части
современного естественно-научного мировоззрения.
Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при
изучении курса основной школы и на развитие представлений о случайных
величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых
почерпнуты из окружающего мира.
Информатика
В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса
«Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены
следующие основные содержательные линии: «Случайные события и
вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел».
На изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне
отводится 1 час в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 учебных
часов.
Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
его структурирование по разделам и темам, определяет распределение его по
классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной
итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для
составления авторских учебных программ и учебников, поурочного
планирования курса учителем.
Информатика на уровне среднего общего образования отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные
области
применения
информатики,
прежде
всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, он опирается
на содержание курса информатики уровня основного общего образования и
опыт
постоянного
применения
информационно-коммуникационных
технологий, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого
опыта. Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
Физика
уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в
условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. На изучение информатики (базовый уровень)
отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа
(1 час в неделю).
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности Единого
государственного экзамена по информатике.
Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО,
а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование
естественно-научной картины мира обучающихся 10–11 классов при обучении
их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода.
Программа по физике соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым
личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные
цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые
результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные
(на базовом уровне).
Программа по физике включает:
планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне, в том числе
предметные результаты по годам обучения;
содержание учебного предмета «Физика» по годам обучения.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных
Химия
учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и
явлений, изучаемых химией, биологией, физической географией и астрономией.
Изучение физики вносит основной вклад в формирование естественно-научной
картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный
метод познания при выполнении ими учебных исследований.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому
обеспечению учебного процесса базовый уровень курса физики на уровне
среднего общего образования должен изучаться в условиях предметного
кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов
естественно-научного цикла. В кабинете физики имется необходимое
лабораторное оборудование для выполнения указанных в программе по физике
ученических практических работ и демонстрационное оборудование.
Преподавание учебного предмета «Физика» осуществляется на базе центра
«Точка роста».
На изучение физики (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11
классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных и
практических работ является рекомендованным, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся.
Рабочая программа по химии на уровне среднего общего образования
разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения
федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП
СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия»
в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).
Химия на уровне углублённого изучения занимает важное место в
системе естественно-научного образования учащихся 10–11 классов. Изучение
предмета, реализуемое в условиях дифференцированного, профильного
обучения, призвано обеспечить общеобразовательную и общекультурную
подготовку выпускников школы, необходимую для адаптации их к быстро
меняющимся условиям жизни в социуме, а также для продолжения обучения в
организациях профессионального образования, в которых химия является одной
из приоритетных дисциплин.
Цели изучения учебного предмета
-формирование представлений: о материальном единстве мира,
закономерностях и познаваемости явлений природы, о месте химии в системе
естественных наук и её ведущей роли в обеспечении устойчивого развития
человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой
безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых
источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в
формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
-освоение системы знаний, лежащих в основе химической составляющей
естественно-научной картины мира: фундаментальных понятий, законов и
теорий химии, современных представлений о строении вещества на разных
уровнях
–
атомном,
ионно-молекулярном,
надмолекулярном,
о
термодинамических и кинетических закономерностях протекания химических
реакций, о химическом равновесии, растворах и дисперсных системах, об
общих научных принципах химического производства;
-формирование
у
обучающихся
осознанного
понимания
востребованности системных химических знаний для объяснения ключевых
идей и проблем современной химии, для объяснения и прогнозирования
явлений, имеющих естественно-научную природу; грамотного решения
проблем, связанных с химией, прогнозирования, анализа и оценки с позиций
экологической безопасности последствий бытовой и производственной
деятельности
человека,
связанной
с
химическим
производством,
использованием и переработкой веществ;
-углубление представлений о научных методах познания, необходимых
для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и объяснения
химических явлений, имеющих место в природе, в практической деятельности и
повседневной жизни.
Основу содержания курсов «Органическая химия» и «Общая и
Биология
неорганическая химия» составляет совокупность предметных знаний и умений,
относящихся к базовому уровню изучения предмета. Эта система знаний
получает определённое теоретическое дополнение, позволяющее осознанно
освоить существенно больший объём фактологического материала. Так, на
углублённом уровне изучения предмета обеспечена возможность значительного
увеличения объёма знаний о химических элементах и свойствах их соединений
на основе расширения и углубления представлений о строении вещества,
химической связи и закономерностях протекания реакций, рассматриваемых с
точки зрения химической кинетики и термодинамики. Изучение
периодического закона и Периодической системы химических элементов
базируется на современных квантовомеханических представлениях о строении
атома. Химическая связь объясняется с точки зрения энергетических изменений
при её образовании и разрушении, а также с точки зрения механизмов её
образования. Изучение типов реакций дополняется формированием
представлений об электрохимических процессах и электролизе расплавов и
растворов веществ. В курсе органической химии при рассмотрении
реакционной способности соединений уделяется особое внимание вопросам об
электронных эффектах, о взаимном влиянии атомов в молекулах и механизмах
реакций.
Общее число часов, предусмотренных для изучения химии на
углубленном уровне среднего общего образования, составляет 204 часов: в 10
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Изучение учебного предмета «Химия» (углубленный уровень)
осуществляется с использованием оборудования центра «Точка роста»
естественно-научной направленности.
Программа по учебному предмету «Биология» на уровне среднего общего
образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, Концепции
преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10–11
классы) является одним из компонентов предметной области «Естественнонаучные предметы». Программа по учебному предмету "Биология" даёт
представление о цели и задачах изучения учебного предмета «Биология» на
углублённом уровне, определяет обязательное (инвариантное) предметное
содержание, его структурирование по разделам и темам, распределение по
классам, рекомендует последовательность изучения учебного материала с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии реализован
принцип преемственности с изучением биологии на уровне основного общего
образования. Учебный предмет «Биология» на уровне среднего общего
образования завершает биологическое образование в школе и ориентирован на
расширение и углубление знаний обучающихся о живой природе, основах
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики, селекции, биотехнологии, эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне
ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению
биологического
образования
в
вузах
и
организациях
среднего
профессионального образования. Структура программы по учебному предмету
«Биология» отражает системно-уровневый и эволюционный подходы к
изучению биологии.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне –
овладение
обучающимися
знаниями
о
структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать
эти знания в формировании интереса к определённой области
профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору
учебного заведения для продолжения биологического образования.
Общее число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном
уровне среднего общего образования, составляет 204 часа: в 10 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Обязательным условием при обучении биологии на углублённом уровне
является проведение лабораторных и практических работ. Также участие
обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ,
тематика которых определяется учителем на основе имеющихся материальнотехнических ресурсов и местных природных условий.
Изучение учебного предмета «Биология» (углубленный уровень)
осуществляется с использованием оборудования центра «Точка роста»
естественно-научной направленности.
История
Федеральная рабочая программа по истории на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит не посредственному применению при реализации
обязательной части ООП СОО.
Рабочая программа по учебному предмету «История» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по истории. Место
истории в
системе
картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации
личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до
уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность
познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование
и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения
исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
углубление социализации обучающихся, формирование гражданской
ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного
мира;
освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX
— начала XXI в.;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
формирование исторического мышления, способности рассматривать события
и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в
развитии, в системе координат «прошлое — настоящее — будущее»;
среднего
Обществознание
работа с комплексами источников исторической и социальной информации,
развитие учебно-проектной деятельности;
в углубленных курсах — приобретение первичного опыта исследовательской
деятельности;
расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности
(сопоставление различных версий и оценок исторических событий и
личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование
позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
развитие практики применения знаний и умений в социальной среде,
общественной деятельности, межкультурном общении.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС СОО к
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения истории
(базовый уровень). Рабочая программа разработана из расчета 138 часов: 68
часов в 10 классе (2 часа внеделю) или 68 часов в 11 классе (2 часа в неделю).
Обязательные учебные материалы для обучающихся
• История .Всеобщая история.1914-1945 годы, 10 класс. Базовый уровень/
В.Р.Мединский, А.О. Чубарьян, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»,2023
г.
• История .Всеобщая история.1945-начало XXI в., 11 класс. Базовый уровень/
В.Р.Мединский, А.О. Чубарьян, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение,2023 г.
• История России.1914-1945 годы, 10 класс. Базовый уровень/
В.Р.Мединский, А.В.Торкунов, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»,2023
г
• История России.1945-начало XXI в., 11 класс. Базовый уровень/
В.Р.Мединский,
А.В.Торкунов, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»,2023 г
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне
среднего общего образования составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и
подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о
российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об
основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной
культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит
свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению
обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время
открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет
136 часов. Учебным планом на изучение обществознания отводится в 6-9
классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
География
Программа по географии базового уровня на уровне основного общего
образования разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.09.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с последующими изменениями;
- Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября
2022 г., регистрационный № 70809);
- Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения от 22.03.2021 № 115;
- Приказом Министерства просвещения России от 23.11.2022 № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (далее – ФОП СОО);
- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего
общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29
июня 2017 г. № 613, от 24 сентября 2020 г. № 519, от 11 декабря 2020 г. №712,
от 12 августа 2022 г. № 732 (далее – ФГОС СОО).
- с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции
преподавания учебного предмета «География» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о
роли России в современном мире. Факторами, определяющими
содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность,
практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что
позволило более чётко представить географические реалии происходящих в
современном
мире
геополитических,
межнациональных
и
межгосударственных,
социокультурных,
социально-экономических,
геоэкологических событий и процессов.
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе
направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими
народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных
ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами
современности, c ролью России как составной части мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на основе приобретения
знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном,
региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения
к проблемам взаимодействия человека и общества;
3) формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира, завершение формирования основ географической
культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения
комплексом географических знаний и умений, направленных на
использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на
достижение целей устойчивого развития.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11
классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Программа по физической культуре на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа
по
физической
культуре
для
10–11
классов
общеобразовательных
организаций
представляет
собой
методически
оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию
через конкретное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались
потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать
ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и
сохранения активного творческого долголетия.
В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие
требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию
содержания общего образования, внедрение новых методик и технологий в
учебно-воспитательный процесс.
Программа
обеспечивает
преемственность
с
федеральной
образовательной программой основного общего образования и предусматривает
завершение полного курса обучения обучающихся в области физической
культуры.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, –
204 часа: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю)
Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных во ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания, и
предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации
до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР обеспечивает реализацию практикоориентированного
подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности
жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования.
В программе по ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на уровнях
основного общего и среднего общего образования:
модуль №
1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»;
модуль № 2 «Основы военной подготовки»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства.
Всего на изучение ОБЗР на уровне среднего общего образования рекомендуется
отводить 68 часов в 10-11 классах.
Индивидуальный проект
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект»
разработана:
в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской
Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года (в редакции от
12.08.2022 года № 732);
с учётом Приказа Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г.
№ 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования".
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе
технологий
деятельностного
типа,
методы
проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы среднего образования и одним из
эффективных факторов создания психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие самостоятельной активности в обучении и через
творческий и исследовательски потенциал.
Важно подчеркнуть, что именно в методе проектной деятельности мы
видим использование всех передовых, формирующих творческие способности
видов обучения: проблемного, развивающего, эвристического, личностноориентированного, межпредметного. Особенностью проектов на старшей
ступени образования является их исследовательский, прикладной характер, а
так реализация педагогической идеи формирования у школьников умения
учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный
проект» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся
по программам основного общего образования.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект),
направленную на формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством
преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного
времени, специально отведённого учебным планом, Результат освоения
программы дисциплины должен быть представлен в виде публичной защиты
завершённого учебного исследования или разработанного проекта, а так же
соответствующих документов проектной работы.
Цель данной программы – дальнейшее становление и формирование
личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих
способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности
на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания
учебного предмета «Индивидуальный учебный проект», подготовку
обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору,
продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Обучить алгоритму работы над проектом, структуре проекта;
2. Обучить работе с различными источниками информации;
3. Обучить проектно-исследовательскому методу учебной деятельности;
4. Обучить оценкам проекта, экспертной деятельности по оцениванию своих
и чужих результатов;
5. Обучить различным видам представления результатов своей деятельности.
6. Обучить проведению рефлексии своей деятельности.
Развивающие:
1. Обеспечить всестороннее индивидуальное творческое развитие личности;
2. Обеспечить формирование у обучающихся инициативности и
познавательной активности;
3. Обеспечить выработку навыка самостоятельной навигации в
информационных системах и ресурсах;
4. Развить универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения
возникающих в жизни проблем: в процессе самоопределения,
образования и в профессиональной деятельности.
Воспитательные:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности.
3. Дать возможность учащимся проявить себя.
Формы организации образовательного процесса:
Программа предусматривает проведение аудиторных теоретических и
практических занятий, тренинговых групповых игр и проектных работ,
внеклассных занятий, в том числе индивиду-альная работа по поиску
необходимой информации, созданию продукта проекта, с привлечением
наставников: родителей, научных руководителей. Участие в различных
мероприятиях по презентации и защите проектов (конференциях, фестивалях):
классных, общешкольных, районных, городских и пр.
Аудиторные занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете.
Формы обучения: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
творческая работа, самостоя-тельная работа, защита проектных работ,
консультация.
Методы, технологии преподавания данного курса определяются целями и
задачами, направ-ленных на формирование способностей учащихся и основных
компетентностей в предмете:
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной
ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в
поиске и решении сложных вопросов.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного
познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.
Проведение наблюдений, экскурсий, тренингов, обучающих игр,
викторин, встреч с инте-ресными людьми, соревнований, реализации проектов,
участия в конференциях, фестива-лях и т.д.
Самостоятельный поиск необходимой информации в энциклопедиях,
справочниках, кни-гах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: научные руководители
учебных проектов, учителя-предметники, а так же представители различных
профессий, родители, руководители кружков и секций, увлеченные люди, а
также другие дети.
Биология и медицина
Согласно учебному плану школы, курс «Индивидуальный учебный проект»
изучается в течение 1 года (10 кл.) из расчета 1 час в неделю.
Курс «Индивидуальный учебный проект» (ИУП) состоит из отдельных
модулей.
Класс
Количество
Количество часов
часов в неделю
за год
10
1
34
Итого часов (за весь курс): 34
Рабочая программа элективного курса «Биология и медицина» для
учащихся 10-11 классов составлена на основе авторской программы Н.Б.
Баенбаева «Основы медицинских знаний» (сборник программ элективных
курсов/сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 203с); П.Н.
Бердикова «Основы медицины», сборник программ элективных курсов для 9-11
классов.
Рабочая программа элективного курса «Биология и медицина» для
учащихся 10-11 классов посвящена созданию условий для формирования
познавательного интереса учащихся к профессии медицинского работника.
Также элективный курс посвящен изучению системы научных знаний и
практической деятельности, имеющих целью предупреждение и лечение
заболеваний человека. Это позволяет связать изучаемый теоретический
материал с жизнью, применить полученные знания на практике.
В школьном курсе биологии и основ безопасности жизнедеятельности
вопросы оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний,
пропаганды здорового образа жизни, последних достижений в области
физиологии и медицины отражены недостаточно, поэтому изучение программы
данного элективного курса является актуальным.
Содержание курса может быть интересно учащимся, ориентированным на
медицинские профессии. Кроме того, курс углубляет и расширяет знания
учащихся по биологии.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении
анатомии, валеологии. В процессе обучения учащиеся получат информацию по
основам медицины: уход за больными; источники инфекции; профилактические
прививки; первая медицинская помощь; общие нормы санитарной гигиены;
применение лекарственных и средств и др.
Учебный план школы отводит для обязательного изучения элективного
курса «Биология и медицина» на уровне среднего общего образования в 10-11
классах 68 часов (из расчёта 1 учебного часа в неделю).
Трудные вопросы химии
Политика и право
Изучение учебного предмета «Биология и медицина» осуществляется с
использованием оборудования центра «Точка роста» естественно-научной
направленности.
Элективный курс «Трудные вопросы химии» составлен в полном
соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта на основе авторской Программы курса химии для профильного и
углубленного изучения химии в 10-11классах общеобразовательных
учреждений (профильный уровень) за 2015 год (автор О.С.Габриелян,
И.Т.Остроумов) предназначен для учащихся 10 и 11 классов, рассчитан на 34
часов в год (1 час в неделю).
Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний
учащихся по органической химии, формированию умений выполнять
различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и
неорганических веществ, составлять окислительно-восстановительные реакции,
электронный баланс с участием органических веществ.
В программе реализуются межпредметные связи с биологией,
математикой, физикой, географией и экологией, что позволяет учащимся
осуществить интегративный синтез знаний в целостную картину мира.
Теоретические знания и
практические
умения,
полученные
обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат
повышение интереса к научной, исследовательской работе по химии,
подготовку к сдачи ЕГЭ по химии.
Рабочая программа учебного предмета «Политика и право» разработана:
в соответствии с федеральным государственным
образовательным
стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской
Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года (в редакции от
12.08.2022 года № 732);
с учётом Приказа Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования".
Политика и право является одним из значимых гуманитарных предметов в
системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
Основой учебного предмета «Политика и право» на уровне среднего общего
образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет
«Политика и право» на уровне среднего общего образования многогранно
освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов
государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни,
что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой
культуры.
Освоение учебного предмета «Политика и право» на базовом уровне
направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование
высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной
активности.
Учебный предмет «Политика и право» на уровне среднего общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История»,
«Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по
указанным учебным предметам.
Согласно учебному плану школы, курс учебный предмет изучается в
течение 2 года (в 10 и 11 кл.) из расчета 1 часа в неделю.
Курс состоит из отдельных модулей.
Класс
Количество
часов в неделю
10
1
11
1
Итого часов (за весь курс):
Количество часов
за год
34
34
68
Целью изучения права является создание условий для осознания
обучающимися своего правового статуса, включающего конституционные
права, свободы и обязанности; воспитания уважения к закону и правопорядку,
правам других людей; готовности руководствоваться нормами права в своей
повседневной и профессиональной деятельности.
Задачами изучения права с учётом преемственности с основной школой
являются:
Практикум по решению
уравнений и неравенств
Финансовая грамотность
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие правосознания и правовой культуры обучающихся;
антикоррупционных стандартов поведения; формирование представлений о
социальной ценности права и его роли во всех сферах общественной жизни;
- формирование представлений о правовой сфере как целостной системе,
социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной
жизни; системы знаний о различных отраслях права в Российской Федерации;
- развитие умений получать правовую информацию из различных, в том
числе неадаптированных источников, преобразовывать её и использовать для
решения различных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций
на предмет правомерности или противоправности поведения участников
общественных отношений; овладение правовыми аспектами познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для осознанного
участия в жизни гражданского общества и государства;
- обогащение опыта обучающихся по применению полученных знаний и
умений в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования.
В 10-11 классах проводится элективный курс «Практикум по решению
уравнений и неравенств» с целью дополнительной подготовки учащихся 10 - 11
классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению
образования. Курс призван помочь учащимся с любой степенью
подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами
решения математических задач, повысить уровень математической культуры,
способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся,
умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной
школе.
На изучение данного курса отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Согласно учебному плану в 10-11 классах изучается предмет
«Финансовая грамотность», который направлен на формирование финансовой
грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми
знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и
ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые
решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Приоритетными целями обучения финансовой грамотности в 10-11
классах являются:
- овладение школьниками базовыми понятиями финансовой сферы
(банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай,
фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия,
пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое
мошенничество);
- развитие способности обучающихся, делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных
проблем в области финансов и нахождение путей их решения;
- способствование развитию кругозора в области экономической жизни
общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
На изучение учебного курса «Финансовая грамотность» отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в
неделю).