Аннотация к рабочим программам начального общего образования

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной
образовательной программы начального общего образования
(1-4 классы)
Русский язык

Литературное чтение

Рабочая программа по учебному предмету «Русской язык» для 1-4 классов обеспечивает реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России» на основе авторской программы
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Изучение предмета «Русского язык» направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика,
лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром
и дальнейшему успешному образованию.
Программа рассчитана на – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по
170 часов.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов обеспечивает реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение».
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России» на основе авторской программы
Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкий и др..
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль
чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или
прочитанное произведение.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:



Иностранный язык

формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при
анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными
результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью,
обеспечивающей понимание и использование информации
 для решения учебных задач.
 Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
Программа рассчитана на 540 часов: 1 класс - 132 часа(из них не менее 80 часов составляет вводный
интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом
классе).
Программа по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по иностранному (английскому) языку раскрывает цели образования, развития и воспитания
обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования,
определяет обязательную (инвариантную) часть содержания изучаемого иностранного языка, за пределами которой
остаётся возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по иностранному
(английскому) языку.
На уровне начального общего образования закладывается база для всего последующего иноязычного
образования обучающихся, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую
ответственность данному этапу общего образования. Изучение иностранного языка в общеобразовательных
организациях начинается со 2 класса. Обучающиеся данного возраста характеризуются большой
восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке
с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп.
Построение программы по иностранному (английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на

Математика

Окружающий мир

концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе
обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на
новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
На изучение иностранного (английского) языка на уровне начального общего образования отводится 204 часа: во 2
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1 - 4 классов обеспечивает реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России» на основе авторской программы М.И.Моро,
М.А.Бантова и др.
Изучение предмета «Математика» направлено на достижение следующих целей:
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения,
использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать
учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических
действий;
- формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется
наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании
и применении математических отношений («часть – целое», «больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»),
смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
- обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности,
пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;
- становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших
качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
Программа рассчитана на 540 часов: 1 класс - 132 часа, 2 класс - 136 часов, 3 класс -- 136 часов, 4 класс 136 часов.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 – 4 классов обеспечивает реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России» на основе авторской программы
А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу

Основы религиозных
культур и светской этики

жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной
как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного
отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс - 66 часов, 2 класс - 68 часов, 3 класс - 68 часов, 4 класс - 68
часов.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках УМК « Просвещение».
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики». 4 класс/авт.-сост.
О.Ю. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева, 2023 г.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур,
основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной
школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический
принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших

Изобразительное
искусство

Музыка

школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации
Программа рассчитана на 34 часа
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 – 4 классов обеспечивает
реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России» на основе авторской программы Т.Я.
Шпикаловой, Л.В. Ершовой.
Изучение предмета «Изобразительного искусства» направлено на достижение следующих целей:
- в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры,
декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых
мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен
сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе
традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального
интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов:

Труд (технология)

в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать
возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей,
учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся,
участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных
на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное
чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся,
формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся
технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации собственной
жизни воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического
знакомства с историей ремесел и технологий.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц
(модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
 технологии, профессии и производства;
 технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с
природным материалом, с текстильными материалами и другими доступными материалами (например,
пластик, поролон, фольга, солома);
 конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей материальнотехнической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона,
пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации);
 ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной
деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства

Физическая культура

Введение в финансовую

ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными
предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ
геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство»
(использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и
дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык»
(использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа
заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа
(1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1
час в неделю).
Программа по учебному предмету «Физическая культура» на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного российского общества в
физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения,
саморазвития и самоактуализации
Целью программы по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по
физической культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и
потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических,
психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации
здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Содержание учебного
предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной
деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего образования составляет –270
часов: в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2часа в
неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа учебного курса «Введение в финансовую грамотность» (далее — Программа) на уровне

грамотность

начального общего образования подготовлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), авторской программой «Функциональная грамотность» М.В. Буряк, С.А.
Шейкина: В., Планета, учитывает целевые ориентиры Примерной программы воспитания, а также структуру и
содержание Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека
и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации
на 2017–2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ
повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается,
как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия
успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые
отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают
деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская)
финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников,
стихийно сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения
окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в
один клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка, но и для всей его семьи.
Изучение учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты»,
интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе

целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного курса;

развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных
финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре,
традициям народов России; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное
обогащение обучающихся;

развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным ресурсам и их бережливому
потреблению в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного
проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению
и индивидуальности.
В учебном плане на преподавание курса выделено 0,5 часа, 17 часов в год

Функциональная
грамотность

Рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), авторской программой «Функциональная
грамотность» М.В. Буряк, С.А. Шейкина: В., Планета, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное
мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний
и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать
с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и
совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное
мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».