Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"
Основание: я свидетельствую о точности и целостности этого
документа
Местоположение: с.Туринская Слобода
Дата: 2025-12-05 15:47:34
Приложение №1 к АООП
утвержденной приказом директора
№140/1-д от 25.08.2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Протокол №1
от «26» августа 2025г.
СОГЛАСОВАНО
с заместителем по УВР
«27» августа 2025г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
№154-д от «28» августа 2025г.
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
5-6 класс
2025
1
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-6 классов с легкой
степенью
умственной
отсталости
(интеллектуальными
нарушениями)
и
разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
-Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2015 г.);
-Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2» в части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности у обучающихся
с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
важнейшая
составляющая
Необходимость
создания
жизнедеятельности»
воспитательным
часть
и
формирования
ведения
обусловлена
значением,
так
предмета
огромным
как
проблема
их
общей
«Основы
культуры.
безопасности
образовательным
безопасного
и
поведения
обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) в домашних условиях, на улице с другими людьми, в сети
«Интернет», при нахождении на природе и т.д. актуальна и имеет острую
социальную значимость. Важно, чтобы просвещение обучающихся было
своевременным, доступным для их понимания, что позволит вовремя
сформировать их потребность в безопасном поведении и их ответственность за
свое поведение и здоровье.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» включена в часть
учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью
2
(интеллектуальными
нарушениями),
формируемой
участниками
образовательных отношений.
Программа реализуется в 5-6 классах, количество часов в неделю – 1 час,
общее количество часов – 34 ч. Количество часов определяется
в
соответствии с учебным планом МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2» на
текущий учебный год.
Цель обучения - Формирование базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, содействие выработке умений распознавать угрозы,
избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, грамотно вести
себя в условиях чрезвычайной ситуации, сохранять свое здоровье.
Задачи обучения:
1. Ознакомление учащихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) с основными (базовыми) знаниями в
области
безопасности
жизнедеятельности
при
возникновении
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера.
2. Формирование
потребности
обучающегося
с
легкой
степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в принятии
важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья через
ведение здорового образа жизни, отрицательного отношения к вредным
привычкам.
3. Формирование знаний и умений обучающегося с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в области
безопасности жизнедеятельности в автономных условиях.
4. Обучить обучающегося с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) безопасному поведению в природе
(действиям и умениям для поддержания жизнедеятельности при
автономном существовании, умениям сохранить свое здоровье при
встрече с дикими животными и т.д., оказание ПМП)
3
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
ОБЖ
(урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной
нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
урока
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и их
реальным возможностям форм организации: дидактических материалов,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; работы в парах,
которая помогает обучающимся получить опыт взаимодействия с другими
обучающимися;
- постепенное и последовательное введение того или иного принятого
обучающимися и понятного им правила поведения на уроке;
-постепенное и последовательное введение того или иного принятого
обучающимися стиля коммуникации с другими обучающимися класса;
-способности радоваться успехам других и признавать их;
-создание рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом и
обучающимися;
-искреннюю заинтересованность учителя в успехах своих обучающихся,
оказание им поддержки;
-педагогическую чуткость и профессионализм;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
4
-использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных
(цифровых) технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям
обучающихся с умственной отсталостью;
-организация взаимопомощи обучающихся друг другу в рамках урочной
деятельности.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в
разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного
предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования».
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности
познавательного материала; от получения знаний, до применения их в
повседневной жизни.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений.
Программа
предусматривает
проведение
традиционных
уроков,
нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Основными организационными
формами работы на уроках истории являются:
фронтальная, групповая,
коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков
предполагается использование следующих методов:
-объяснительно-иллюстративные - методы, где знания предлагаются в готовом
виде. Учитель организует продуктивное восприятие этих знаний. Обучающиеся
осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют их в памяти
через наглядное восприятие информации;
-репродуктивные
-
методы,
которые
отличает
сознательное
усвоение
понимания, запоминания, воспроизведение знаний обучающимися;
-проблемные - методы, при которых развивается самостоятельность и
активность мышления обучающихся;
5
-исследовательские - методы, при которых учитель приближает обучающихся к
самостоятельному поиску способов решения проблем, творческое применение
знаний и самостоятельное оперирование в нестандартных условиях;
-частично-поисковые - методы, при которых учитель ставит проблему перед
обучающимися и сам показывает путь ее решения, вскрывая противоречия.
Содержание учебного предмета «ОБЖ» позволяет формировать широкий
спектр видов учебной деятельности. Таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения
понятиям.
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
Количе
ство
часов
Вводный урок. Знакомство с предметом
Здоровье и как его сохранить
Безопасное поведение на природе
Безопасное поведение в различных видах походов
Безопасное поведение человека при автономном
существовании
Опасные встречи в природе
Первая помощь в природных условиях
Контрольная работа по курсу
Итого:
1
5
7
4
5
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Контро
льные
работы
1
1
4
5
31
1
3
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по
обучению отнесены личностные результаты и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представления о нравственных нормах;
- развитие мотивации к изучению предмета;
6
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Предметные
результаты связаны
с
овладением
обучающимися
программы по предмету, характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями.
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
опроса
осуществляется
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
устанавливает хронологию событий;
самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
допускает единичные ошибки и сам исправляет
правильно устанавливает причинно-следственные связи;
умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников
исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
умеет воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
7
самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их
с помощью учителя (1-2 ошибки);
преимущественно
выполняет
действие
по
указанию
учителя,
в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
частично понимает материал;
излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их
с помощью учителя (3-4 ошибки);
затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
нуждается в постоянной помощи учителя;
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится
IV.
№
п/п
1.
2.
3.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Количе
ство
часов
Вводный урок. Знакомство с предметом
1
Здоровье и как его сохранить
- Факторы, способствующие сбережению здоровья
1
- Факторы, разрушающие здоровье
1
- Профилактика вредных привычек
1
- Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды 1
на здоровье человека
- Правила личной гигиены при занятиях туризмом
1
- Контрольная работа
1
Безопасное поведение на природе
- Безопасное поведение в туристических походах
1
8
4.
5.
6.
7.
8.
- Виды туристических походов
- Как ориентироваться на местности
- Подготовка к туристическому походу
- Приметы, по которым можно определить погоду
- Как развести костер при разной погоде
- Если в лесу застала гроза
Безопасное поведение в различных видах походов
- Советы на всю жизнь
- Лыжные походы
- Горные походы
- Водные походы
Безопасное поведение человека при автономном существовании
- Поведение человека в условиях автономного существования
- Добровольная и принужденная автономия человека в природе
- Организация ночлега
- Как добыть питье и пищу в условиях автономии
- Как подать сигнал бедствия
Контрольная работа
Опасные встречи в природе
- Безопасность при встрече с дикими животными
- Безопасность при встрече со змеей
- Защита от комаров, мошек и других насекомых
- Профилактика клещевого энцефалита
Первая помощь в природных условиях
- Народные средства первой помощи
- Первая помощь при травматических повреждениях
- Первая помощь при солнечном и тепловом ударе
-Первая помощь при переохлаждении и обморожениях
- Психологическая поддержка пострадавших
Контрольная работа по курсу
Итого:
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34