Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"
Основание: я свидетельствую о точности и целостности
этого документа
Местоположение: с.Туринская Слобода
Дата: 2024-11-27 16:06:54
Приложение №1 к АООП
утвержденной приказом директора
№140/1-д от 25.08.2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Протокол №1
От «16» августа2024г.
СОГЛАСОВАНО
с заместителем по УВР
«16» августа 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
№140-д от «19» августа 2024г.
Рабочая программа учебного предмета
«Сельскохозяйственный труд»
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
6 класс
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1026 .
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд: сельскохозяйственный труд»
относится к предметной области «Технология» и является обязательной
частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету «СХТ» в 6 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель учебного предмета «СХТ».
Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном
обществе
и
овладение
доступными
профессионально-трудовыми
навыками.
Задачи обучения:
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
2
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным сельскохозяйственным
видам труда;
− развитие
познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− развитие
сенсомоторных
процессов,
руки,
глазомера
через
формирование практических умений;
− развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Сельскохозяйственный
труд» в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам
труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы
обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
− обогащение представлений о процессе труда;
− воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
− умственное
воспитание
(развитие
восприятия,
представлений,
овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения
планировать и предвидеть результаты работы);
3
− нравственное
воспитание,
воспитание
коллективизма,
взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до
конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;
− физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительнодвигательной
координации
мелкой
моторики,
координированности
движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность
выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов;
− речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие
речевого
содержания,
полноте
и
последовательности
изложения,
грамматическому строю.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
СХТ
(урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой
учебной нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
урока через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и
их реальным возможностям форм организации: дидактических материалов,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; работы в
парах, которая помогает обучающимся получить опыт взаимодействия с
другими обучающимися;
- постепенное и последовательное введение того или иного принятого
обучающимися и понятного им правила поведения на уроке;
-постепенное и последовательное введение того или иного принятого
обучающимися стиля коммуникации с другими обучающимися класса;
4
-способности радоваться успехам других и признавать их;
-создание рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом
и обучающимися;
-искреннюю заинтересованность учителя в успехах своих обучающихся,
оказание им поддержки;
-педагогическую чуткость и профессионализм;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
-использование
на
коммуникационных
уроке
(цифровых)
адекватных
технологий,
коммуникативных
отвечающих
и
особым
потребностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью;
-организация взаимопомощи обучающихся друг другу в рамках урочной
деятельности.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в
разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного
предмета «Профильный труд (сельскохозяйственный труд)» на уровне
основного общего образования».
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы предусматривает степень нарастания
сложности познавательного материала; от получения знаний, до
применения их в повседневной жизни.
5
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Вводный урок. Знакомство с предметом
Уборка картофеля
Почва и ее обработка
Чеснок.
Строение
и
особенности
выращивания
Осенний уход за ягодными кустарниками
Домашняя птица
Удобрения
Овцы и козы
Полевые культуры
Овощные культуры
Цветочные растения
Итого
Количество Контрольные
работы
часов
1
3
10
5
5
17
16
27
9
36
7
136
6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по
профессионально-трудовому обучению отнесены личностные результаты и
предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представления о нравственных нормах;
- развитие мотивации к изучению предмета;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
программы по предмету профильный труд, характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Минимальный уровень
Понимать значимость организации
рабочего места.
Понимать значение
сельскохозяйственного труда,
спецодежды
Знать правила посадки картофеля,
летний уход за культурой, уборка
урожая
Различать овощные культуры и
знать названия
Знать правила безопасной работы
ручным инвентарём
Иметь представление о видах
Достаточный уровень
Понимать значимость организации
рабочего места, самостоятельно
организовывать рабочее место.
Понимать значимость
сельскохозяйственного труда,
спецодежды
Уметь с помощью учителя
выращивать картофель.
Знать название овощных культур,
агротехнику выращивания гороха и
картофеля
Знать правила безопасной работы
ручным инвентарём,
использовать их в практической
деятельности.
Знать виды культурных цветковых
7
культурных цветковых растений.
Знать название и назначение
ручного инвентаря.
Знать правила сбора, хранения и
подготовки к посеву семян
однолетних цветочных растений.
Проводить сбор и подготовку семян
к посеву (при помощи учителя).
Читать (с помощью учителя)
технологические карты,
используемые при выполнении
практических работ.
Отбирать инвентарь и
приспособления, необходимые для
выполнения практической работы
при помощи учителя
Составлять план выполнения
практической работы (при помощи
учителя).
Находить допущенные ошибки при
выполнении практических работ
(при помощи учителя)
Давать краткую характеристику
изучаемым цветковым растения (по
вопросам учителя).
Уметь наблюдать, сравнить по
вопросам учителя.
IV.
№
п/п
1
2
3
растений, различать их по внешнему
виду.
Знать название, назначение,
устройство ручного инвентаря.
Знать правила сбора семян. Уметь
самостоятельно проводить сбор и
подготовку семян к посеву.
Читать технологические карты,
используемые при выполнении
практических работ.
Отбирать инвентарь и
приспособления необходимых для
выполнения практической работы.
Составлять план выполнения
практической работы.
Находить и исправлять ошибки,
допущенные при выполнении
практических работ.
Давать краткую характеристику
изучаемым цветковым растениям,
соотносить их к вида культурных
растений.
Уметь наблюдать, сравнивать,
выделять характерные особенности.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Задачи обучения в предстоящем году. Этика и эстетика труда.
Инструкции по
технике безопасности.
Сроки и способы уборки картофеля.
Сбор клубней и их просушка. Основные профессиональные
операции и действия.
Количество
часов
1
1
1
8
1
22
Повторение по теме «Уборка картофеля».(практическая
работа)
Строение и особенности растения чеснока.
Подготовка почвы и посадка чеснока.
Подготовка почвы под осеннюю посадку чеснока. Основные
профессиональные операции и действия.
Посадка чеснока. Основные профессиональные операции и
действия.
Повторение по теме «Чеснок»
Почва. Основные свойства.
Состав почвы. Происхождение.
Песчаная и глинистая почвы. Основные свойства.
Обработка почвы.
Обработка почвы вручную. Устройство, наладка, подготовка к
работе
инструментов и оборудования, ремонт, хранение
инструмента.
Правила безопасной работы лопатой. Этика и эстетика труда:
правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения.
Обработка почвы с помощью лопаты. Соблюдение глубины
вскапывания и слитности борозд. Основные
профессиональные операции и действия.
Повторение по теме «Почва и её обработка. Обработка почвы с
помощью лопаты».
Ягодные кустарники.
Уход за ягодными кустарниками. Инструменты и
оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления.
Уход за ягодными кустарниками. Основные
профессиональные операции и действия.
Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников,
глубина
вскапывания. Правила вскапывания почвы
лопатой. Основные
профессиональные операции и
действия.
Практическая работа по теме
23
24
25
26
27
28
Значение и особенности домашней птицы.
Куры. Внешний вид кур. Особенности кур. Породы кур.
Гуси и утки. Внешний вид гусей.
Гуси и утки. Особенности уток.
Индейки внешний вид индеек, особенности индеек.
Содержание домашней птицы.
2
1
1
1
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
9
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Содержание домашней птицы в птицеводческих хозяйствах.
Содержание домашней птицы в домашних условиях.
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты
ручного труда,
приспособления. Оборудование
птичника и ручной инвентарь для уборки.
Оборудование птичника и ручной инвентарь для уборки.
Устройство,
наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента.
Уборка выгульного двора. Основные профессиональные
операции и
действия.
Повторение по теме «Содержание домашней птицы».
Практическая работа по теме «Содержание домашней
птицы».
Виды удобрений. Их основные свойства. Происхождение
Органические удобрения. Происхождение . Их основные
свойства
Навоз. Основные свойства. Происхождение
Торф. Происхождение. Основные свойства.
Птичий помёт. Происхождение. Основные свойства
Компост. Основные свойства. Происхождение
Заготовка органических удобрений.
Хранение органических удобрений.
Повторение по теме «Органические удобрения. Навоз. Торф.
Птичий помёт. Компост. Заготовка органических удобрений».
Повторение по теме «Органические удобрения. Навоз. Торф.
Птичий помёт. Компост. Заготовка органических удобрений».
Контрольная работа по теме «Удобрения».
Заготовка навоза. Основные профессиональные операции и
действия.
Заготовка птичьего помёта. Основные профессиональные
операции и
действия.
Компостирование птичьего помёта, смешанного с подстилкой.
Основные
профессиональные операции и действия.
Значение и особенности овец и коз.
Овцы.
Породы овец.
Козы.
Породы коз.
Содержание овец и коз.
Оборудование помещения для овец и коз. Устройство,
наладка,
подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента.
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
10
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
82
82
83
84
85
86
87
88
Оборудование помещения для овец и коз. Устройство,
наладка,
подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента.
Уход за овцами и козами.
Уход за овцами и козами в зимнее время.
Содержание молочных коз.
Правила безопасной работы при уходе за овцами и козами.
Инструкция по технике безопасности. Правила
профессионального поведения.
Уборка выгульного двора овчарни в зимнее время. Основные
профессиональные операции и действия.
Повторение по теме «Уход за овцами и козами в зимнее
время».
Самостоятельная работа по теме «Уход за овцами и козами в
зимнее
время».
Корма для овец и коз. Их основные свойства.
Корма для овец и коз. Происхождение.
Кормление овец и коз.
Кормление овец и коз.
Кормление овец и коз. Основные профессиональные операции
и
действия.
Стрижка овец.
Чёска коз.
Повторение по теме «Овцы и козы».
Самостоятельная работа по теме «Овцы и козы».
Группы полевых культур. Основные свойства. Происхождение
Зерновые культуры. Происхождение . Основные свойства
Кормовые культуры. Основные свойства. Происхождение
Технические культуры. Происхождение . Основные свойства
Повторение по теме «Полевые культуры».
Группы овощных культур. Происхождение .
Капустные овощные растения. Основные свойства.
Плодовые овощные растения. Происхождение . Основные
свойства
Зелёные овощи. Основные свойства. Происхождение.
Столовые корнеплоды. Основные свойства. Происхождение.
Столовая морковь. Основные свойства. Происхождение.
Подготовка почвы и посев семян столовой моркови
Уход за посевами столовой моркови
Правила безопасной работы при уходе за
сельскохозяйственными растениями
Столовая свекла. Основные свойства. Происхождение.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1
1
11
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
Подготовка почвы и посев столовой свеклы
Уход за посевами столовой свеклы
Выращивание семян столовых корнеплодов
Уход и уборка семенников
Луковичные овощные растения
Лук репчатый
Выращивание лука-севка
Выращивание лука-репки
Выращивание семян лука репчатого
Повторение темы: «Овощные культуры»
Цветочные растения. Виды
Многолетние цветочные растения
Выращивание многолетних цветочных растений. Флокс
Выращивание многолетних цветочных растений. Ирис
Выращивание многолетних цветочных растений. Мускари
Повторение по теме: «Цветочные растения»
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
12