РП ЭК Программирование 10-11 классы_подписано

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"
Основание: я свидетельствую о точности и целостности этого документа
Местоположение: с.Туринская Слобода
Дата: 2023-10-09 11:14:33

Приложение №1 к ООП СОО
утвержденной приказом директора
от 140/1-д от 25.08.2023г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № 1
от «23» августа 2023 г.

Согласовано
с заместителем по УВР
«24» августа 2023г.

Утверждено
Приказом директора №140/1-д
от «25» августа 2023г.

Рабочая программа элективного курса
«Программирование»
10-11 классы

2023

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Объектно-ориентированное программирование (ООП)
Программирование на языке basic. Основы программирования на языке basic. Определение и
инициализация объекта данных. Запись выражений. Условные операторы и операторы цикла.
Массивы и векторы. Указатели. Запись и чтение файлов. Процедурное программирование. Функции.
Вызов функции. Объявление функций. Определение и использование шаблонных функций.
2. Синтаксис и программные конструкции qbasic
Система и язык программирования. Цели использования компьютеров при решении
прикладных задач. Задачи и особенности прикладного программирования. Основные инструменты
прикладного программиста. Выбор языка программирования. Технологии разработки прикладного
программного обеспечения. Редактор. Технологии прикладного программирования: цели, задачи,
основные принципы и инструменты. Алгоритмическая и объектно-ориентированная декомпозиция.
Классы памяти переменных.
3. Основы прикладного программирования
Основы прикладного программирования на языке Qbasic. Структура программы на языке
Qbasic. Проект. Компиляция программы и сборка исполняемого модуля. Размещение программы и
данных в памяти.

Структура исполняемого модуля. Переменные: объявление, определение,

инициализация. Переменные: значение, указатель, ссылка. Время жизни, области видимости.
Константы. Создание программы. Вычислений значений функции по формулам. Организация ввода
и вывода на qbasic. Оператор выбора и организация ветвления на qbasic. Составление линейных
программ. Ввод данных. Понятие данных. Понятие типа данных. Основные типы данных языка
программирования и их назначение.. Операции и операнды. Выражения. Оператор присваивания.
Стандартные функции и процедуры. Операторы. Решение уравнений.
1.

Арифметические и логические выражения. Циклы.

Арифметические и логические выражения. Оператор условия. Оператор выбора. Структура
оператора цикла FOR. Начальное и конечное значение. Переменная цикла. Шаг. Тело цикла.
Сочетание цикла и разветвления. Правила формирования и выполнения цикла FOR. Операторы
цикла с постусловием и предусловием. Тело цикла. Переменная цикла. Условия завершения цикла.
Правила формирования и выполнения циклов. Вложенные циклы. Структура вложенных циклов.
Циклы с предусловием и с постусловием. Выбор типа цикла. Операторы цикла в программах на
qbasic. Оператор цикла с логическим условием. Цикл со счетчиком. Процедуры и функции.
Динамические структуры данных в языке qbasic
5. Массивы. Одномерные и многомерные массивы.
Массивы - как пример гомогенной структуры данных: размещение в памяти, доступ к
элементам. Одномерные и многомерные массивы. Тип данных массивов, назначение массивов;

правила записи массивов;

применение массивов при решении; размещение в памяти и

осуществление доступа к элементам массива. Решение задач с использованием структурированного
типа данных массив. Слияние. Использование циклов и другие управляющие средства. Поиск,
подбор и группировка данных.
6. Препроцессор языка qbasic.. Символьные строки и функции над ними. Структуры.
Составные типы данных.. Строковый тип данных. Структуры - как пример гетерогенной
структуры данных. Обработка строк. Операторы основных операций. Реализация вычислительных
операций. Преобразование строк. Обработка текстов. Основные языковые конструкции (условные,
циклические, селективные инструкции). Операции поиска. Метки. Обработка строк. Операции
замены. Работа с клавиатурой. Возможности C++ в системном программировании. Использование
директив препроцессора для создания гибких и мобильных программ. Шифровка и дешифровка
текста. Их сочетание. Применение в различных типах задач. Структура задач с шифровкой и
дешифровкой. Графика в программировании.
7. Взаимодействие пользователя с программами.
Подпрограммы. Классы. Сокрытие данных и видимость членов класса. Конструктор. Полный
конструктор.

Конструктор

по

умолчанию.

Конструктор

копирования.

Способы

описания

подпрограмм. Деструктор. Полиморфизм. Перегрузка функций. Перегрузка операторов (унарного,
бинарного, особые случаи). Параметрический полиморфизм. Глобальные и локальные переменные.
Рекурсивное программирование. Шаблоны операторов и функций. Шаблоны классов. Использование
файлов при программировании. Графический пользовательский интерфейс и его реализация в
операционной системе Windows. Основной объект интерфейса: окно и его основные части.
Текстовые файлы. Диалоговое окно и стандартные элементы управления, предназначенные для ввода
информации и управления работой программы. Визуализация научных и инженерных данных.
Процедуры работы с файлами. Основной объект интерфейса: окно и его основные части. Диалоговое
окно и стандартные элементы управления, предназначенные для ввода информации и управления
работой программы. Программирование ввода-вывода. Связь с другими предметами. Визуализация
научных и инженерных данных.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и программирования на базовом уровне ученик должен
знать/понимать


Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи

информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств
информационных и коммуникационных технологий;


Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и

процессы;


Назначение и функции операционных систем;

уметь


Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью

компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;


Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и

технических системах;


Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному

объекту целям моделирования;


Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;



Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;



Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

документы;


Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать

необходимую информацию по запросу пользователя;


Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью

программ деловой графики;


Соблюдать

правила

техники

безопасности

и

гигиенические

рекомендации

при

использовании средств программирования;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:

Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в
учебной деятельности в том числе самообразовании;

Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными
автоматизированными информационными системами;

Автоматизации коммуникационной деятельности;

Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

№
п/п

1.
2.

3.

4.

Тема урока.

Объектноориентированное
программирование
ТБ. Понятие о языке
программирования

Количество
часов .

Тематическое планирование 10 класс

2
2
1

Язык программирования
Qbasic

1

Синтаксис и
программные
конструкции qbasic
Система и ЯП.
Характеристики.

2
1

Практическая работа №1 1
«Программа»

Основы прикладного
программирования
Структура программы.

7

6.

Переменные и
константы.

1

7.

Создание программы

1

5.

Содержание

1

Программирование на языке basic. Основы
программирования на языке basic. Определение и
инициализация объекта данных.
Запись выражений. Условные операторы и
операторы цикла. Массивы и векторы. Указатели.
Запись
и
чтение
файлов.
Процедурное
программирование. Функции. Вызов функции.
Объявление
функций.
Определение
и
использование шаблонных функций.

Система и язык программирования. Цели
использования
компьютеров
при
решении
прикладных задач. Задачи и особенности
прикладного
программирования.
Основные
инструменты прикладного программиста. Выбор
языка программирования. Технологии разработки
прикладного программного обеспечения.
Редактор.
Технологии
прикладного
программирования: цели, задачи, основные
принципы и инструменты. Алгоритмическая и
объектно-ориентированная декомпозиция. Классы
памяти переменных.
Структура программы на языке Qbasic. Проект.
Компиляция программы и сборка исполняемого
модуля. Размещение программы и данных в
памяти. Структура исполняемого модуля.
Переменные:
объявление,
определение,
инициализация. Переменные: значение, указатель,
ссылка. Время жизни, области видимости.
Константы.
Создание программы. Вычислений значений
функции по формулам. Организация ввода и
вывода на qbasic. Оператор выбора и организация
ветвления на qbasic. Составление линейных
программ.

Тема урока.

Количество
часов .

№
п/п
8.

Отладка программы.

1

9.

Практическая работа №2
«Оператор
присваивания»
Стандартные процедуры
Практическая работа №3
«Уравнение»
Арифметические и
логические выражения.
Циклы
Практическая работа №4
«Логика»
Оператор условия
Оператор выбора
Практическая работа №5
«Уравнение с
дискриминантом»
Циклы. Оператор цикла.

1

17.

Оператор цикла с
логическим условием.
Программирование
циклических
алгоритмов.

1

18.

Практическая работа №6 1
«Цикл»
Массивы. Одномерные
10
и многомерные
массивы.
Одномерные массивы.
1
Размерность

10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.

19.
20.

Двумерные массивы.
Решение задач

1
1

Содержание

Ввод данных. Понятие данных. Понятие типа
данных.
Основные
типы
данных
языка
программирования и их назначение.. Операции и
операнды. Выражения.

Стандартные функции и процедуры. Операторы.

7
1

Арифметические и логические выражения.

1
1
1
1

1

Структура оператора цикла FOR. Начальное и
конечное значение. Переменная цикла. Шаг. Тело
цикла. Сочетание цикла и разветвления. Правила
формирования и выполнения цикла FOR.
Операторы цикла с постусловием и предусловием.
Тело цикла. Переменная цикла. Условия
завершения цикла. Правила формирования и
выполнения циклов. Вложенные циклы. Структура
вложенных циклов. Циклы с предусловием и с
постусловием. Выбор типа цикла. Операторы
цикла в программах на qbasic. Оператор цикла с
логическим условием.
Цикл со счетчиком. Процедуры и функции.
Динамические структуры данных в языке qbasic

Массивы - как пример гомогенной структуры
данных: размещение в памяти, доступ к
элементам. Одномерные и многомерные массивы.
Тип данных массивов, назначение массивов;
правила записи массивов;

Тема урока.

Количество
часов .

№
п/п
21.

Поиск значений в
массивах.

1

22.

Решение задач на тему
«Массивы»
Перестановка и
сортировка элементов.
Решение задач на тему
«Массивы»
Слияние массивов

1

Отбор данных. Решение
задач.
Поиск, подбор и
группировка данных.
Решение задач на тему
«Преобразование
массивов».
Препроцессор языка
qbasic.. Символьные
строки и функции над
ними. Структуры
Строковый тип данных.
Обработка строк.
Операторы основных
операций.
Решение задач «Строки»
Преобразование строк.

1

Контрольная работа №1
«Строки»
Повторение.
Составление программ

1

23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.

1

Содержание

Поиск, применение массивов при решении;
размещение в памяти и осуществление доступа к
элементам массива
Решение
задач
с
использованием
структурированного типа данных массив.

1
1

Слияние. Использование
управляющие средства

циклов

и

другие

1
1
7

1
1
1
1

1

Составные типы данных.. Строковый тип данных.
Структуры - как пример гетерогенной структуры
данных. Обработка строк. Операторы основных
операций.
Реализация
вычислительных
Преобразование строк.

операций.

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15
16

Тема урока.

Препроцессор языка
qbasic.. Символьные
строки и функции над
ними. Структуры
ТБ. Обработка текстов

Количество
часов .

Тематическое планирование 11 класс

13

1

Практическая работа №1 1
«Дом»
Операции поиска
1
Операции замены
1
Решение задач на тему
«Обработка текста»
Практическая работа №2
«Снеговик»
Шифровка текста
Решение задач на тему
«Шифровка текста»
Практическая работа №3
«Web-страница»
Дешифровка текста
Решение задач на тему
«Дешифровка текста»
Практическая работа №4
«Рисунок»
Сочетание шифровки и
дешифровки теста
Взаимодействие
пользователя с
программами.
Подпрограммы

Содержание

.Обработка текстов. Основные языковые
конструкции (условные, циклические,
селективные инструкции). Использование графики

Оператор линии
Операции поиска. Метки. Обработка строк.
Операции замены. Работа с клавиатурой.
Возможности C++ в системном
программировании

1
1

Оператор окружности

1
1

Шифровка и дешифровка текста. Их сочетание.

1
1
1

Применение в различных типах задач.

1

Операторы заливки и точки.

1

Структура задач с шифровкой и дешифровкой.

21
1

Практическая работа №5 1
«Уравнение»
Способы описания
1
подпрограмм

Подпрограммы. Классы. Сокрытие данных и
видимость членов класса. Конструктор. Полный
конструктор. Конструктор по умолчанию.
Конструктор копирования.
Способы описания подпрограмм. Деструктор.
Полиморфизм. Перегрузка функций.

Тема урока.

Количество
часов .

№
п/п

1

23

Обмен информацией
между программой и
подпрограммой
Глобальные и локальные
переменные
Рекурсивное
программирование
Примеры задач на
рекурсивное
программирование
Операторы
рекурсивного
программирования
Решение задач на тему
«Рекурсивное
программирование»
Файлы

24

Текстовые файлы

1

25

Файлы с фиксированной
структурой записи

1

26

Решение задач на тему
«Файлы»
Процедуры для работы с
файлами

1

Функции работы с
файлами
Практическая работа №6
«Файлы»
Программирование
ввода-вывода
Решение задач на тему
«Ввод-вывод»
Повторение операторов
программирования
Контрольная работа №1
«Операторы Qbasic»
Связь с другими
предметами

1

17
18
19
20
21
22

27
28
29
30
31
32
33
34

Содержание

Перегрузка операторов (унарного, бинарного,
особые случаи).

1
1

Рекурсивное программирование. Шаблоны
операторов и функций. Шаблоны классов.

1
1
1
1

1

Использование файлов при программировании.
Графический пользовательский интерфейс и его
реализация в операционной системе Windows.
Основной объект интерфейса: окно и его основные
части. Текстовые файлы.
Визуализация научных и инженерных данных.
Процедуры работы с файлами. Основной объект
интерфейса: окно и его основные части.
Диалоговое окно и стандартные элементы
управления, предназначенные для ввода
информации и управления работой программы

1
1

Программирование ввода-вывода. Связь с другими
предметами.

1
1
1
1

Визуализация научных и инженерных данных.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».