Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"
Основание: я свидетельствую о точности и целостности
этого документа
Местоположение: с.Туринская Слобода
Дата: 2025-10-31 14:30:21
Приложение №1 к ООП СОО (с изменениями)
утвержденной приказом директора
№140/1-д от 25.08.2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Протокол №1
от «26» августа 2025г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
с заместителем по приказом директора
УВР
№154-д от «28» августа 2025г.
«27» августа 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10-11 классов
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся
10-11
классов
создана
способствующего
для
создания
формированию
развивающего
универсальных
пространства,
учебных
действий
школьников на экономическом содержании образования при введении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего образования (ФГОС СОО).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
Программой отводится на изучение курса «Финансовая грамотность»
10-11 класса 68 часов: в 10 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
В 11 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Банковская система: услуги и продукты. Банковская система. Как
сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные
финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем
он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия
предпочесть.
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Что такое
ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции
на валютном рынке: риски и возможности.
Страхование: что и как надо страховать. Страховой рынок России:
коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое
состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном
страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или
Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Собственный бизнес. Формы предпринимательства в РФ. Создание
собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана.
Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и
среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен.
Основы налогообложения. Система налогообложения в РФ. Что такое
налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права
и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые
вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Риски в
мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.
Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как
составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых
проектов. Итоговый контроль по курсу.
11 КЛАСС.
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления.
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных
программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной
информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах;
формула
расчета
размера
пенсии.
Формирование
навыков
выбора
негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения
согласно целевым критериям. Формирование навыков поиска актуальной и
достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по
формуле.
Собственный бизнес: как создать и не потерять. Бизнес; финансовые
риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для
развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы,
прибыль, налогообложение, бизнес идеи. Поиск актуальной информации по
стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Риски в мире денег: как защититься от разорения. Способы
сохранности денег;
финансовые риски в современной экономической
ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться
на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть
осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации
на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ
полученной информации из различных источников.
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных
сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на
страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного
страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере
страхования; чтение договоров страхования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Финансовая грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
экономической структуре страны, ценностным отношением к достижениям
России, к использованию этих достижений в других науках и прикладных
сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о финансовых основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы,
опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
направленности, осознанием важности экономического образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
финансовых объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
финансовые закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием науки как сферы человеческой деятельности, этапов
её развития и значимости для развития цивилизации.
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять финансовые знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение финансовых знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах,
в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы
связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и
недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей
работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации
о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для
частных лиц, о валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов
и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к
суждению и умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по
депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические
данные, простая финансовая информация, учебный проект в области
экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные универсальные учебные действия
•
•
•
•
•
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности
на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
самостоятельное планирование действий по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов
успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
•
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных
•
•
•
•
проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,
проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области
экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и
обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии
для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в
экономике семьи;
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых
расчётов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
•
•
•
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
1
Банковская
система: услуги и
продукты
6
2
Фондовый рынок:
как его
использовать для
роста доходов.
6
3
Страхование: что
и как надо
страховать
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Как сберечь деньги с помощью
депозитов.
Банковские
карты,
электронные
финансы:
как
сохранить
сбережения
в
драгоценных металлах. Кредит:
зачем он нужен и где его получить.
Какой кредит выбрать и какие
условия предпочесть.
Что такое ценные бумаги и какие
они бывают. Профессиональные
участники рынка ценных бумаг.
Граждане на рынке ценных бумаг.
Зачем
нужны
паевые
инвестиционные фонды и общие
фонды банковского управления.
Операции на валютном рынке:
риски и возможности.
Страховой рынок России: коротко о
главном.
Имущественное
страхование как: защитить нажитое
состояние. Здоровье и жизнь –
высшие блага: поговорим о личном
страховании. Если нанесен ущерб
Изучать банковские услуги, выбирать
наилучшие условия. Учиться сберегать и
приумножать
деньги,
с
помощью
банковских услуг. Определять наилучшие
условия кредитования.
Изучить
фондовый
рынок,
уметь
определять понятия ценные бумаги, и
участников процесса купли-продажи
ценных
бумаг.
Изучить
паевые
инвестиционные фонды и научиться их
сравнивать с фондами банковского
управления. Уметь производить операции
на валютном рынке и оценивать риски и
возможности валютных операций.
Оценивать преимущества и недостатки
страхования
имущества,
жизни
и
здоровья каждого гражданина. Изучить
страховые компании и их рейтинг в
профессиональной сфере.
4
Собственный
бизнес.
4
5
Основы
налогообложения.
6
6
Личное
финансовое
планирование.
8
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
третьим лицам.
Формы предпринимательства в РФ.
Создание собственного бизнеса: что
и как надо сделать. Составление
бизнес-плана. Расходы и доходы в
собственном
бизнесе.
Налогообложение
малого
и
среднего
бизнеса.
С
какими
финансовыми
рисками
может
встретиться бизнесмен.
Система налогообложения в РФ.
Что такое налоги и почему их надо
платить. Основы налогообложения
граждан. Права и обязанности
налогоплательщиков.
Налоговая
инспекция.
Роль денег в нашей жизни. Риски в
мире денег. Финансовая пирамида,
или как не попасть в сети
мошенников. Виды финансовых
пирамид. Виртуальные ловушки,
или как не потерять деньги при
работе в сети Интернет. Семейный
бюджет. Личный бюджет. Как
составить
личный
финансовый
план.
Защита
индивидуальных
финансовых проектов. Итоговый
контроль по курсу.
Оценивать риски создания собственного
бизнеса,
создавать
бизнес-план,
рассчитывать доходы, расходы и чистую
прибыль планируемого предприятия.
Рассчитывать сумму налогов, изучать
помощь
государства
малого
предпринимательства. Изучить структуру
банкротства
предприятия
и
его
последствия.
Изучить систему налогообложения в РФ.
Определение налога, налогового вычета,
ставки налога. Рассчет всех налогов в
практических ситуациях, решение кейсов.
Формировать личный финансовый план.
Рассчитывать доходы, расходы. Риски
попадания в мошеннические схемы.
Защита проектов.
11 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
1
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления
8
2
Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять
11
3
Риски в мире
денег: как
защититься от
разорения
6
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Факторы, влияющие на размер
будущей пенсии, риски, присущие
различным
программам
пенсионного
обеспечения,
понимание личной ответственности
в
пенсионном
обеспечении,
существование риска в разного рода
пенсионных программах; важность
пенсионных накоплений в России.
Поиск актуальной информации на
сайте Пенсионного фонда РФ, а
также других ресурсах; формула
расчета размера пенсии.
Бизнес; финансовые риски и
неудачи бизнеса; алгоритм бизнесплана;
самообразования
для
развития бизнеса, стартап, бух.учет,
уставной капитал, доходы, расходы,
прибыль, налогообложение, бизнес
идеи.
Способы
сохранности
денег;
финансовые риски в современной
экономической
ситуации;
финансовая подушка безопасности
на
случай
чрезвычайных
и
кризисных жизненных ситуаций;
финансовые пирамиды и как не
Формирование
навыков
выбора
негосударственного пенсионного фонда
на рынке пенсионного обеспечения
согласно целевым критериям.
Формирование
навыков
поиска
актуальной и достоверной информации,
решение задач на расчет размера пенсии
по формуле.
Поиск актуальной информации по
стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент
поиск актуальной информации на сайтах
компаний и государственных служб;
сопоставление и анализ полученной
информации из различных источников.
4
Страхование: что
и как надо
страховать, чтобы
не попасть в беду
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9
34
попасться
на
«хорошие»
предложения.
Защита и безопасность личной
информации в сети Интернет
Основные задачи и принципы Поиск и интерпретация актуальной
страхования; страховые продукты в информации в сфере страхования; чтение
различных
сферах
жизни; договоров страхования.
преимущества
и
последствия
заключения
договоров
на
страхование; виды страхования;
различие
обязательного
и
добровольного страхования.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Основные понятия кредитования. Виды
кредитов.
Основные понятия кредитования. Виды
кредитов.
Основные понятия кредитования. Виды
кредитов.
Условия кредитов.
Условия кредитов.
Что такое кредитная история заемщика?
Расчеты размеров выплат по различным
видам кредитов.
Расчеты размеров выплат по различным
видам кредитов.
Расчеты размеров выплат по различным
видам кредитов.
Виды депозитов.
Виды депозитов.
Условия депозитов.
Виды страхования в России.
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
Страхование имущества.
Личное страхование.
16
Страховые продукты.
1
14
Контрольные
работы
1
1
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
17
18
Валютный курс.
Валютный курс.
1
1
19
20
21
Банковские карты.
Банковские карты.
Налоговый кодекс РФ.
1
1
1
22
23
Виды налогов в РФ.
Налоговые льготы в РФ.
Обязанность и ответственность
налогоплательщиков.
Налоговый инспектор.
Экскурсия в налоговую инспекцию.
Роль денег в нашей жизни.
1
1
Семейный бюджет.
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Личный бюджет.
Личные финансовые цели.
Составление личного финансового плана.
Защита своего личного финансового
плана
Контрольная работа
34
Тестирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
2
1
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Всего
Что такое пенсия и кому она положена
От чего зависит размер пенсии и как его
увеличить
Как выбрать программу пенсионного
накопления
Обучающая
игра
«Выбери
свой
негосударственный пенсионный фонд»
Поиск актуальной информации на сайте
Пенсионного фонда РФ, а также других
ресурсах
Творческое занятие – эссе «Пенсионеры
— это самое дорогое, что есть у
государства». (М. Гуськов)
Решение практических задач и тестов
1
1
1
1
1
1
9
10
11
Как разработать реальный бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
1
1
12
Налогообложение
бизнеса
1
малого
и
среднего
Практические
работы
1
Диспут «Только два стимула заставляют
работать людей: жажда заработной платы
и боязнь её потерять». (Г. Форд)
Как создать стартап
8
Контрольные
работы
1
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Кто может помочь в создании стартапа
С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
Игра «Создаём свой бизнес на территории
Арги-Пагинского сельского поселения»,
часть I: подготовительный этап
Игра «Создаём свой бизнес на территории
Арги-Пагинского сельского поселения»,
часть II: этап игрового моделирования
Коммуникативный семинар «Легко ли
создать свой бизнес сегодня?»
Игра «Стартап»
Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса —
в инновациях, которые, в свою очередь,
рождаются креативностью». (Д. Гуднайт)
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовое мошенничество. И
как строятся финансовые пирамиды.
Как управлять инвестиционными рисками
Коммуникативный
семинар
«Как
избежать
мошенничества
в
сфере
финансов?»
Семинар «Нажить много денег —
храбрость; сохранить их — мудрость, а
умело расходовать их — искусство». (Б.
Авербах)
Решение практических задач и тестов.
Обобщение по теме «Риски в мире денег:
как защититься от разорения»
Управление рисками и страхование
О правильном страховании
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
Идентификация
рисков
и
выбор
страховой защиты
Как правильно выбрать страховщика и не
переплатить за страхование
Как правильно заключить договор
страхования и защитить свои права при
страховом случае
Коммуникативный семинар «Критерии
выбора страховой компании».
Игра «Хочу застраховать жизнь и
здоровье»
Контрольная работа
33
34
Тестирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1