Рассмотрено на заседании
общешкольного родительского комитета
МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2»
протокол от 04.06.2019 г. № 1
Утверждено приказом директора
МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2»
от 07.06.2019 г. № 66-д
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Общие положения.
1.1. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (далее – Положение) разработано на основе и в соответствии с
требованиями следующих законодательных и других нормативно-правовых актов:
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП, с учётом
адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и методических
рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо
Минобрнауки от11.03.2016г, №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
1. Общие положения.
1.2. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок текущей и
промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения, определяет
формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся в ОУ, их перевод в следующий класс (уровень) по итогам
учебного года (по итогам освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы ОУ).
1.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения
ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного
процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ
каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения
обучающимися ФГОС ОУО, определенного АООП в рамках учебного года и курса в
целом.
1.4. Настоящее Положение утверждается директором с изданием соответствующего
приказа.
1.5. В целях осуществления оценки результатов достижений обучающихся с умственной
отсталостью в овладении АООП выделены следующие категории обучающихся:
- обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- обучающиеся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития.
2. Формы промежуточной аттестации.
2.1.В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов
освоения АООП образования, которая определяет уровень и качество освоенных
обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
2.2. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может
проводиться в следующих формах:
-самостоятельная работа по предмету;
- практическая работа по предмету;
- проверочная работа по предмету;
- контрольная работа по предмету;
- проверка навыка чтения;
- тестирование;
- словарный диктант;
- контрольное списывание;
- контрольный диктант.
2.3. Результаты овладения обучающимися АООП выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
2.4.В соответствии с требованиями ФГОС ОУО приоритетными в диагностике становятся
метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы
составляются из компетентностных заданий, требующих от обучающегося с умственной
отсталостью не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий
(БУД), которые позволят в итоге отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
2.5. В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного
развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку
продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями. Она проводится форме наблюдения. Такая диагностика предполагает
проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной
позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
2.6. В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности
основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
2.7. Используются следующие формы контроля результатов освоения АООП:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых обучающимися действий и
качеств по заданным параметрам);
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений
обучающихся. Результаты заносятся в портфель (портфолио) достижений обучающегося.
3. Порядок промежуточной аттестации
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится со 2 класса по итогам учебной
четверти, по итогам учебного года.
3.2.Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 9 -х классов.
3.3.Промежуточная аттестация обучающихся во 2-х - 9-х классах образовательного
учреждения осуществляется по всем образовательным областям АООП, за исключением
коррекционной области, осуществляется по пятибалльной системе оценивания.
3.4. Вследствие того, что образование обучающихся с умственной отсталость
(интеллектуальными нарушениями) не является цензовым, отметки в баллах,
выставляемые обучающимся также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть
приравнены к оценкам других обучающихся школы, а являются лишь показателем
успешности продвижения обучающихся по отношению к самим себе.
3.5.Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Для оценки знаний
обучающихся в 1 классе используется качественная оценка успешности освоения
адаптированной
основной
образовательной
программы,
обучение
является
безотметочным.
3.6. Отметка по пятибалльной системе применяется во 2-9 классах.
3.7.Все мероприятия по оценке качества обученности в ходе текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно плана работы школы,
календарного учебного графика, утвержденного директором.
3.8.Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является
основанием для перевода в следующий класс и допуска обучающихся 9-х классов к сдаче
экзамена по профессионально – трудовому обучению. Решения по данным вопросам
принимаются педагогическим советом ОУ.
3.9.Оценка обучающихся, получающих образование в форме индивидуального обучения
на дому при промежуточной аттестации разрабатывается для каждого ученика, исходя из
рекомендаций ПМПК (или карты Индивидуальной программы реабилитации) и степени
его умственного развития, индивидуальных учебных планов, в которых учителями,
осуществляющими обучение, определены методы оценки знаний обучающихся. Оценку
по основным предметам проводит учитель, осуществляющий обучение на дому. Для
проверки качества усвоения индивидуального плана обучающимися на дому, по итогам
учебной четверти и года учителями проводятся контрольные работы в форме
промежуточной аттестации. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в
журнал учёта часов учебного плана индивидуально для каждого ученика. Результаты
промежуточной и итоговой аттестации, переводе из класса в класс, окончании школы
заносятся в классный журнал соответствующего класса.
3.10. Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития представляет собой оценку результатов
освоения образовательных программ по учебным предметам 2 варианта учебного плана
ОУ или СИПР согласно предметам ИУП, разработанной на основе АООП (2 вариант для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью) и развития жизненных компетенций
обучающегося по итогам полугодий учебного года.
3.11. Аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития осуществляется экспертной группой, которая объединяет педагогов и
специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, а также члены
семьи обучающегося.
3.12. Задачей экспертной группы при оценивании результатов освоения обучающимися с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития образовательных
программ по учебным предметам 2 варианта учебного плана ОУ или СИПР согласно
предметам ИУП, разработанной на основе АООП (2 вариант для обучающихся с
умеренной умственной отсталостью) является выработка согласованной оценки
достижений обучающегося в сфере жизненных компетенций.
4. Формы и методы оценки обучающихся в соответствии с ФГОС ОУО.
4.1. В соответствии с ФГОС ОУО меняется инструментарий - формы и методы оценки.
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и
умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным
опытом.
4.2. Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется
система отметок по 5-ти балльной шкале, которая включает в себя следующие
компоненты: качественный компонент, количественный компонент и объём верно
выполненных заданий.
4.3. Балльная отметка вводится со 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено
тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки
счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации
собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
4.4. Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с
этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надёжность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
4.5. Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения
предметных результатов, который оценивается с точки зрения:
- частотности допущения ошибок - достоверные («верные», «неверные»);
- полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
- самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью
самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на
образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).
4.6. Объём верно выполненных заданий относительно к общему объёму заданий
формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание
оценивать их как:
- отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
- отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65%
заданий;
- отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
4.7. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение
конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная
отметка.
4.8. Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме
наблюдения. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе
мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы включает
педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителялогопеда, педагога-психолога, социального педагога, врача невролога, психиатра,
педиатра), которые хорошо знают обучающихся. Для полноты оценки личностных
результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей),
поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в
повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Диагностика результатов личностного развития обучающихся предполагает проявление
обучающимся качеств своей личности: оценку поступков, обозначение своей жизненной
позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Правила конфеденциальности
предписывают проводить такую диагностику в виде неперсонифицированных работ.
4.9. Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности
(базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит
учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их
образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной
деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель
разрабатывает специальные диагностические работы:
- задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых
учебных действий.
Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.
4.10. Средством накопления информации об образовательных достижениях обучающегося
является портфель достижений (портфолио). Итоговая оценка принимается с учетом всех
результатов (предметных, метапредметных, личностных накопленных в портфеле
достижений обучающегося за период обучения.
4.11. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в
АООП, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт.
4.12. «Портфель достижений обучающегося» - это сборник работ и результатов, которые
показывают усилия, динамику в развитии и личностные достижения обучающегося в
разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.)
4.13. Основные разделы «Портфеля достижений обучающегося»:
- показатели предметных результатов (контрольные и комплексные работы, данные из
таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным
предметам);
- показатели уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных
действий);
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
4.14. Для оценивания обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития результативность обучения каждого обучающегося оценивается с
учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей.
4.15. Оценка результатов освоения обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми
и
множественными нарушениями отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений обучающийся применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно обучающийся применяет полученные
знания и умения на практике.
4.16. Выявление результативности обучения обучающегося с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития происходит вариативно с учётом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ.
4.17. Для оценки обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития, в ходе промежуточной аттестации,
учителями разрабатываются
индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь
в процессе обучения. Оценка результатов образовательной деятельности осуществляется в
ходе мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для
принятия
управленческих
решений
при
проектировании
и
реализации
общеобразовательных программ согласно учебным предметам 2 варианта учебного плана
ОУ или СИПР согласно предметам ИУП, разработанной на основе АООП (2 вариант для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью).
4.18. Оценивается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения
результатов со сверстниками. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий:
- выполняет действие самостоятельно;
- выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);
- выполняет действие по образцу;
- выполняет действие с частичной физической помощью;
- выполняет действие со значительной физической помощью;
- действие не выполняет;
- узнаёт объект;
- не всегда узнаёт объект;
- не узнаёт объект.
Проводится диагностика, включающая оценивание уровня развития обучающегося по
следующим направлениям:
- сенсорно – перцептивная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие,
восприятие вкуса, обоняние, ориентация в пространстве, поскольку для более
эффективного и продуктивного взаимодействия с окружающим миром необходимо
всестороннее восприятия предметов всех возможных органов чувств;
- психо – моторное развитие (мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика);
- основные психические процессы (внимание, память, мышление);
- речь (импрессивная и экспрессивная);
- эмоционально – волевая сфера (импульсивность – рефлексивность, тревожность –
спокойствие, агрессивность – миролюбие, мотивация к учебной трудовой деятельности,
тенденция к самостоятельности и ответственности);
-представление о себе, творческие проявления;
-социально – бытовое ориентирование (навыки самообслуживания, социально – бытовое
ориентирование);
-предметные навыки по образовательным областям;
- уровень коммуникативных навыков.
5. Текущий контроль успеваемости
5.1. Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения
обучающихся, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного
года на соответствие требованиям АООП. Он проводится в ходе изучения темы, является
элементом многих уроков.
5.2. Текущий контроль призван выполнять прогностическую (или диагностическую)
функцию. Эта функция проверки служит получению опережающей информации в
учебном процессе. В результате проверки учитель получает основания для
прогнозирования хода изучения нового материала на определенном отрезке учебного
процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки
для усвоения последующей порции учебного материала.
5.3. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах, а также среди
обучающихся индивидуально на дому.
5.4. Целями текущего контроля успеваемости являются:
- определение уровня и оценка степени освоения обучающимися пройденных на период
проверки тем и разделов учебных программ;
- обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных
обучащихся доступного им объема программного материала, принятие своевременных
мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспеваемости обучающихся;
- обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение
элементов коррекции в индивидуальные планы.
5.5. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения,
обязательные формы и их количество), с учетом особенностей психофизического развития
и возможностей обучающихся с ОВЗ, рекомендаций временной муниципальной
психолого-медико- педагогической комиссии (далее ПМПК) психолого-медикопедагогического консилиума (далее ПМПк), здоровьесберегающих технологий,
определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и
отражается образовательной программе.
5.6. Формами текущего контроля успеваемости могут быть оценка устных ответов
обучающихся самостоятельной, практической и контрольной работ.
5.7. В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами
разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень,
который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать
степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных
программ на время проверки.
5.8. Виды письменных работ. Основными видами классных и домашних письменных
работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку и математике;
- планы статей и других материалов из учебников;
- изложения, сочинения по русскому языку (следует учитывать, что изложения и
сочинения по образовательным программам обучающего характера); - составление
обобщающих таблиц, схем и т.п.;
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе развития устной речи в 14 классах, изучения естествознания (природоведение, биология) и географии;
- различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам практических работ
(опытов) на уроках естествознания (природоведения, биологии), математики, на занятиях
по развитию устной речи, социально-бытовой ориентировке, профессиональному
трудовому обучению (без копирования в тетрадях соответствующих рисунков из
учебников).
Все письменные работы обучающихся проверяются и оцениваются. Тетради
обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы,
проверяются после каждого урока у всех обучающихся. В рабочих тетрадях ведется
систематическая работа над ошибками.
5.9. Текущая аттестация по коррекционно-развивающим предметам: лечебная
физкультура (ЛФК), развитие психомоторики, логопедия проводится в форме
отслеживания индивидуальной динамики обучающихся по основным направлениям
коррекционно-развивающим предметам.
5.10. Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения
образовательных программ по учебным предметам 2 варианта учебного плана ОУ или
СИПР согласно предметам ИУП, разработанной на основе АООП (2 вариант для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью).
6. Промежуточная аттестация.
6.1. Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия
содержания, уровня и качества обучения и воспитания обучающихся, по завершении
определенного временного промежутка (четверть, год), требованиям АООП, степени и
полноты освоения учебных программ обучающимися с ОВЗ, в доступном для них объеме
знаний по годам обучения.
6.2. Цели промежуточной аттестации:
- определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков, требованиям
образовательной программы;
- оценка качества освоения образовательной программы по завершении отдельных этапов
обучения;
- диагностика уровня и качества знаний и умений по крупным разделам образовательной
программы;
- обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс;
- допуск к экзамену по трудовому обучению.
6.3. Задачи промежуточной аттестации:
- установление фактического уровня приобретенных знаний, умений по предметам
учебного плана;
- соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующей
образовательной программы, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся, имеющих различный уровень развития и реабилитационный потенциал;
- контроль выполнения учебных программ и календарных сроков изучения отдельных
предметов;
- формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей индивидуальной
образовательной траектории обучающегося;
- повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных
достижений обучающегося.
6.4. Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 9-х классах, в том числе среди
обучающихся на дому, в конце каждой четверти и учебного года учителями, в сроки,
установленные календарным учебным графиком, графиком контрольных работ.
6.5. Учебный год для обучающихся 2-9 классов заканчивается промежуточной (годовой)
аттестацией, к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.
6.6. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных
работ и может проводиться:
- во 2-9 классах - по учебным предметам с недельной нагрузкой более одного учебного
часа по четвертям;
- во 2-9 классах – по четвертям.
6.7. Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:
- проверку техники чтения во 2-9-ых классах;
- диктант по письму во 2-9-ых классах;
- контрольную работу по математике во 2-9-ых классах;
- обучающиеся 9-ых классов сдают экзамены по трудовому обучению.
6.8. Промежуточная аттестация проводится до окончания учебного года.
6.9. Тексты для проведения контрольных работ, билеты для устных экзаменов
разрабатываются учителями и утверждаются на ШМО учителей - предметников. Весь
экзаменационный материал сдается заместителю директора по учебно-воспитательной
работе за две недели до начала аттестационного периода. Учебные материалы готовятся
по трем уровням с учетом психофизического состояния обучающихся.
6.10. Промежуточную (годовую) аттестацию проводит учитель в присутствии ассистента
из числа учителей того же цикла предметов.
6.11. Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 2-х – 9-х классов
осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти.
Оценка за четверть по каждому предмету определяется путем вычисления среднего
арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.
6.12. При учебной нагрузке по предмету два и более часа в неделю четвертная оценка
считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех
текущих оценок по данному предмету. При учебной нагрузке по предмету не более 1
часа может выставляться только полугодовая оценка.
6.13. Промежуточная (годовая) аттестация обучающихся проводится в конце учебного
года.
6.14.Сроки проведения промежуточной (годовой) аттестации устанавливаются графиком
контрольных работ, утвержденным приказом директора.
6.15. Результаты административных контрольных работ оцениваются по пятибалльной
шкале.
6.16. Неудовлетворительные результаты промежуточной (годовой) аттестации по одному
или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательных
программ или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, имеющие по итогам
учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в
следующий класс условно.
6.17. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность;
- в течение следующего учебного года. Образовательное учреждение организует
мероприятия по ликвидации этой задолженности и обеспечивает контроль за
своевременностью ее ликвидации.
- образовательное учреждение, родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся начального общего
образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для
ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее
ликвидации.
6.18. Промежуточная (годовая) аттестация обучающихся 2-х – 9- х классов
осуществляется по оценкам, полученными обучающимися в течение учебного года, путем
вычисления среднего арифметического четвертных оценок в с последующим округлением
до целого числа от 1 до 5.
6.19. Знания обучающихся по музыке, ритмике, ИЗО, СБО, развитию речи – оцениваются
по 5 – ти бальной системе.
6.22. Промежуточная оценка личностных достижений обучающихся представляет собой
комплексную оценку овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании метода экспертной оценки, организуется и
проводится в последний месяц учебного года. Результаты анализа представляются в
форме условных единиц:
- 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
- 1 балл – минимальная динамика;
- 2 балла – удовлетворительная динамика;
- 3 балла – значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений обучающегося заносятся в портфель
достижений (портфолио) обучающегося.
6.23. Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности
(базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании
диагностических заданий, разработанных учителем, организуется и проводится в
последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять
мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:
0 баллов ― действие отсутствует, учащийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 -2 балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
7 - 8 баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
9 – 10 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые
достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями,
получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на
этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего
времени обучения.
Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых
учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио)
обучающегося.
6.24. Промежуточная (годовая) аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития представляет собой оценку результатов
освоения образовательных программ по учебным предметам 2 варианта учебного плана
ОУ или СИПР согласно предметам ИУП, разработанной на основе АООП (2 вариант для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью) и развития жизненных компетенций
обучающегося по итогам учебного года.
7. Итоговая аттестация.
7.1. Решением педагогического совета школы к итоговой аттестации допускаются
обучающиеся 9-х классов, успешно освоившие образовательные программы обучения по
всем предметам учебного плана.
7.2. Обучающимся, успешно сдавшим экзамены по профессионально – трудовому
обучению, выдаётся документ установленного образца.
7.3. Обучающимся, не сдавшим экзамены по профессионально – трудовому обучению или
получившим при сдаче неудовлетворительные результаты, выдаётся справка
установленного образца об обучении в ОУ.
7.4. Итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития осуществляется в течение последних двух недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения экспертной комиссией учитываются затруднения обучающихся в освоении
отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
7.5. Итоговая комплексная оценка личностных достижений обучающихся в овладении
социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании метода
экспертной оценки, организуется и проводится в последний месяц обучения в школе.
Итоговые результаты оценки личностных достижений обучающегося заносятся в
портфель достижений (портфолио) обучающегося.
7.6. Итоговая комплексная оценка сформированности основ учебной деятельности
(базовых учебных действий) обучающегося осуществляется на основании метода
экспертной оценки, организуется и проводится в последний месяц обучения в школе.
Итоговые результаты оценки сформированности БУД обучающегося заносятся в портфель
достижений (портфолио) обучающегося.
7.7. Контроль за проведением промежуточной и итоговой аттестацией осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
8. Оценка успешности освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы .
8.1.Критерии оценивания результатов освоения обучающимися АООП ОУ в ходе
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации индивидуализированы по
образовательным областям и сформулированы в рабочих программах педагогов по всем
учебным предметам учебного плана. Оцениваются знания и умения по темам, разделам
программы, по итогам четверти, года.
8.2. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные
результаты
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Учреждение может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
8.3.Критерии оценивания результатов по предметам блока коррекционных занятий.
8.3.1. При планировании развития психомоторных и сенсорных процессов учителем
разрабатывается схема обследования и оценки уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов у детей начальных классов, которая позволяет отслеживать
продвижение обучающихся в своем развитии. Отметки в журнал не ставятся.
8.3.2. При планировании логопедической работы учитель-логопед составляет речевые
карты с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием
письменной речи обучающихся, с помощью которых отслеживает развитие речи
обучающихся.
8.3.3.Специалистом по ЛФК разработана локальная программа, исходя из общепринятых в
специальном образовании форм и методов. Последовательность работы определяется
структурой нарушения, имеющегося у ребенка и рекомендациями ПМПК.
8.3.4. Обучающийся может быть не аттестован, если пропустил более 50% учебных
занятий.
9. Допуск к промежуточной аттестации и освобождение от нее.
9.1. Обучающиеся успешно освоившие содержание учебных программ, допускаются к
промежуточной (годовой) аттестации.
9.2.Обучащиеся, заболевшие в период промежуточной аттестации, аттестуются в
дополнительные сроки.
9.3. От промежуточной аттестации освобождаются:
- по состоянию здоровья на основании заключения медицинского учреждения учащиеся,
обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем
предметам.
9.4. Решения об освобождении обучающихся от промежуточной (итоговой) аттестации
принимаются путем издания приказа на основании ходатайства классного руководителя,
согласованного с заместителем директора по учебно- воспитательной работе,
подтвержденного соответствующими документами.
10. Порядок проведения аттестации, выведения отметок, перевода в следующий
класс
10.1. Для проведения промежуточной (годовой) аттестации во 2-9 классах назначается
аттестационная комиссии в составе двух человек – учителя и ассистента, утверждаемых
приказом директора, проект приказа по составлению комиссий готовится заместителем
директора по УВР.
10.2. Расписание промежуточной (годовой) аттестации составляется заместителем
директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором и доводится до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
10.3.При проверке в работах по письму и развитию речи указывается отдельно количество
ошибок грамматических, пунктуационных. Работа оценивается двумя отметками: первая –
за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; по математике: первая
– за решение задачи и примеров, вторая – за выполнение геометрического материала.
При проведении контрольных практических работ по профессионально-трудовому
обучению выполнение и результат оценивается по следующим показателям:
- умение подобрать нужный инструмент (приспособление) и организовать свое рабочее
место;
-умение рационально спланировать свою работу;
-правильность и темп выполняемых приемов ручной и механической обработки
материалов;
- соответствие изделия чертежу (рисунку) и заданным техническим требованиям (время,
точность, чистота обработки);
10.4. Обучающимся 2-9 классов предоставляется возможность ознакомиться с итогами
проверки своей письменной работы, провести работу над ошибками.
10.5.При выставлении итоговых отметок текущего учебного года необходимо
руководствоваться следующим:
- отметка по предметам за год определяется на основании текущих отметок и отметки за
контрольные работы, контрольные устные опросы.
- в классном журнале отметки за контрольную работу, опрос выставляются отдельной
колонкой в соответствии с датой проведения.
10.6. Четвертная, годовая отметка выставляется обучающимся после даты последнего
урока, не позже чем за четыре дня до начала каникул или до начала аттестационного
периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета
школы-интерната о переводе обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей
(законных представителей), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года,
в письменном виде под роспись родителей (законных представителей) с указанием даты
ознакомления. Письменное извещение родителям (законным представителям) о
неудовлетворительных результатах учебного года хранится в личном деле обучающегося.
10.7. В случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с
выставленной итоговой оценкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для
пересмотра на основании письменного заявления родителей (законных представителей)
приказом директора по Учреждению создается комиссия из трех человек, которая в форме
собеседования в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося
определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его
знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол
хранится в личном деле обучающегося.
10.8. Итоговая отметка выставляется в сводной ведомости в конце классного журнала по
четвертям и по итогам года.
10.9. Обучающиеся, получившие в ходе аттестации неудовлетворительную оценку при
написании контрольной работы, опроса, контрольной практической работы по
профессионально-трудовому обучению, имеют право на повторную контрольную работу,
опрос (в соответствии с психофизическим состоянием возможен облегченный вариант).
10.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при
академической задолженностью.
отсутствии
уважительных
причин
признаются
10.11. Обучающиеся на уровнях начального общего образования обязаны ликвидировать
академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность
вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не
более двух раз в сроки, определяемые Учреждением, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включаются время
болезни учащегося. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в
Учреждении создается комиссия.
10.12. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам, в том числе, по причине своих психофизических особенностей, переводятся в
следующий класс. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования по усмотрению родителей
(законных представителей), переводятся на обучение на новый уровень образовательных
программ в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической
консилиума, либо на обучение по индивидуальному учебному плану в классах возрастной
нормы, или продолжают получать образование в иных формах в соответствии с
индивидуальным учебным планом с учетом возрастного ценза. Обучающиеся, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, без уважительных причин, по усмотрению родителей (законных
представителей), могут быть оставлены на повторное обучение.
10.13. При организации итоговой (контрольной) проверки знаний умственно отсталого
обучающегося, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из
возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и
практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии
невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальными
нарушениями в развитии.
10.14. Решением педагогического совета школы в отношении обучающихся,
проявляющих хорошие результаты в плане обучения, воспитания, развития, успешной
социализированности, осуществляется перевод на ускоренный курс обучения на
основании рекомендаций ПМПк. Данное решение формализуется приказом директора.